"Обзор страховой прессы"

Тема в разделе "Страхование", создана пользователем autosecurity_insure, 16 мар 2009.

Просматривают тему (Пользователей: 0, Гостей: 0)

  1. autosecurity_insure

    autosecurity_insure Хочу все знать! Участник Зарегистрированный

    Регистрация:
    11 окт 2008
    Адрес:
    Москва
    Оценки:
    +0 / 0 / -0
    Известия, 11 марта 2010 г.

    Заплатить нельзя отказать

    Страховщики советуют внимательно ознакомиться с правилами каско и ОСАГО

    У большинства застрахованных по каско или ОСАГО, хоть раз столкнувшихся с необходимостью получения страховой выплаты, могло сложиться впечатление, что страховщик делает все, лишь бы не выплачивать денег. Безусловно, такие случаи имеют место быть и, как правило, решаются в судебном порядке. Но не стоит забывать, что существуют и вполне законные основания для отказа в выплате. "Финансовые Известия" выяснили, на что стоит обращать внимание, чтобы не оказаться в конечном итоге ни с чем.

    В первую очередь конечно же стоит дотошно изучить правила страхования. "Универсальный совет: необходимо всегда действовать в четком соответствии с правилами страхования, в которых все детально описано. Никаких особых секретов нет. Страховой случай всегда характеризуется конкретным местом и временем, поэтому ни одна компания не страхует от риска "обнаружил повреждения, когда помыл машину", - подчеркивает начальник управления урегулирования убытков по автострахованию и страхованию автогражданской ответственности компании "СОГАЗ" Александр Кувалдин.
    Чаще всего отказы встречаются в связи с нарушением сроков уведомления компании о наступлении страхового случая. Если говорить о каско, то тут многое зависит и от самого договора. "Страховые компании прописывают множество различных оснований для отказов. И прописывают их в разных местах, а не в каком-то одном", - рассказывает юрист по страховому праву Артем Долгобаев. Помимо этого стоит обращать внимание еще и на саму форму уведомления, так как порой простого звонка бывает недостаточно. Безусловно, в такой ситуации есть небольшой шанс в судебном порядке оспорить решение компании. Правда, для этого клиенту придется доказать, что он действительно не мог оповестить страховщика. "Должны быть реальные обстоятельства. Например, человек попал в больницу в реанимацию в бессознательном состоянии. Но таких условий крайне мало, и они редко происходят. В основном люди просто забывают оповестить компанию, перенося это на другие дни, решая проблемы с аварией", - отмечает Артем Долгобаев.

    Законный повод

    На самом деле по каско гораздо больше возможностей для маневра в плане отказов. В ОСАГО все гораздо проще, и, собственно, здесь главная проблема заключается в занижении суммы выплаты. Случаев, когда компания в принципе отказывала бы в выплате по обязательной "автогражданке", крайне мало. Опять же оговоримся, что лишь при условии соблюдения сроков оповещения о страховом случае. "Среди ошибок страхователей, которые могут повлечь за собой отказы в выплате по ОСАГО, чаще всего встречаются ненадлежащим образом оформленные документы ГИБДД, не позволяющие однозначно идентифицировать страховой случай или его участников. Ненадлежащим образом оформленное извещение о ДТП, при самостоятельном оформлении документов без участия ГИБДД, а также предоставление неполного комплекта документов", - рассказывает руководитель дирекции организации прямого возмещения убытков страховой группы "УралСиб" Валерий Карпов.

    "Забавно, но в нашей практике нередки случаи, когда страхователи, которые практически постоянно находятся за рулем своего автомобиля, не вносят себя в договор страхования в качестве лиц, допущенных к управлению транспортным средством. И поэтому, управляя им, они сами лишают себя права на получение страховой выплаты в случае наступления какого-либо страхового события", - добавляет начальник департамента организации урегулирования убытков в страховании СНТ страховой компании "Россия" Дмитрий Хайлов.

    Что касается каско, очень внимательно стоит отнестись к тем требованиям, которые прописаны в договоре. В нем, как правило, прописана конкретная сигнализация, которая установлена на машине. Но по факту ее либо может не быть, либо она не работает, либо страхователь ею не пользуется. Этот момент также может впоследствии сыграть против клиента компании. То же самое касается увеличения страхового риска в период действия договора. "Например, у вас установили спутниковую сигнализацию и в какой-то момент она сломалась. Вы обязаны уведомить об этом страховщика. В частности, компания может заключить дополнительное соглашение, а клиенту придется доплатить за страховку. Если вы это не сделали, то соответственно страховщик имеет право отказать в выплате, так как на клиенте лежит уведомление об обстоятельствах, влекущих увеличение страхового риска", - подчеркивает Артем Долгобаев.

    Не пей, не гоняйся

    "По каско основная причина отказа - состояние алкогольного опьянение у водителя. Также распространены случаи, когда к управлению транспортного средства допускаются начинающие водители, не вписанные в договор страхования", - рассказывает директор департамента экспертизы убытков по автотранспорту московской дирекции компании "РОСНО" Андрей Чечелов. По словам начальника управления автострахования страховой группы "Межрегионгарант" Алексея Мишина, не стоит рассчитывать на выплату также в случае, если автомобиль участвовал в соревнованиях или использовался в качестве учебного транспортного средства. Кроме того, не возмещается моральный вред, не компенсируется упущенная выгода.

    Существует еще один нюанс, о котором многие автолюбители не знают. Касается это в основном машин, застрахованных по каско. Рассмотрим следующую ситуацию: ваш автомобиль был поврежден во дворе. Кто именно является виновником - неизвестно. Соответственно потерпевший вызывает сотрудников милиции. Во время составления протокола сотрудник милиции нередко предлагает пострадавшему написать заявление, где тот признает, что причиненный вред незначителен и просит не возбуждать уголовное дело. "В этом случае вы нарушаете права страховщика в том, что он имеет право на получение этих выплат, если виновные будут найдены. Вы не в праве за него определять существенный вред или нет. В такой ситуации в 90% случаев в выплате отказывают", - подчеркивает Артем Долгобаев.

    Полезные советы

    Как рассказывает Андрей Чечелов, никогда нельзя бросать застрахованное имущество на месте происшествия. "Любой договор страхования возлагает на страхователя обязанность позаботиться о предотвращении или недопущении дополнительных убытков, возникающих после страхового события", - говорит он. Следует выполнять обязанности, прописанные в договоре. При этом если есть опасения, что выплату данный страховщик может затягивать, то следует при передаче необходимых справок с места ДТП получить в компании расписку в том, что документы получены с указанием даты. "Также если у автомашины разбито стекло, то хранить ее до ремонта следует на охраняемой стоянке, так как в случае повреждения салона такого автомобиля вполне возможен отказ в выплате, если автомобиль оставался на неохраняемой стоянке. Также крайне важно после ДТП ни под каким предлогом не перемещать автомобиль с места аварии до приезда сотрудников ГИБДД", - отмечает Алексей Мишин.

    Кроме того, нередки случаи, когда страхователь сообщает о событии в страховую компанию, после чего самостоятельно ремонтирует автомобиль, не предоставив его страховщику для проведения экспертизы. При таком варианте компания не может компенсировать затраты автовладельца на восстановление автомашины, так как страховая компания была лишена возможности провести экспертизу и оценить объем и стоимость работ, необходимых для восстановления авто.

    Также нужно отметить, что в последнее время становятся актуальными проблемы, связанные с осуществлением прямого возмещения убытков. "Хотелось бы дать очень важный совет потерпевшим в ДТП автовладельцам: если страховщик пытается отказать вам в выплате по ОСАГО устно, направляя к другому страховщику, - всегда требуйте обоснованный отказ в письменном виде. Такая практика вдвое-втрое снизит саму вероятность отказа. В том случае если не дают письменного заключения - зафиксируйте со свидетелями этот факт и напишите соответствующее заявление в РСА и в ФССН. В этом случае к недобросовестному страховщику будут применены меры дисциплинарного взыскания", - подчеркивает Валерий Карпов.

    Марина КАДЫКОВА
     
  2. Prado-club

    Prado-club Администратор Команда форума

    Регистрация:
    9 апр 2008
    Адрес:
    Москва
    Оценки:
    +521 / 0 / -0
    Авто:
    Toyota
    Клубная карта:
    0001
    вот в предыдущем посте дофига, пардон, чисто юридических косяков со стороны страховых. Самый простой косяк - основания для отказа в выплате предусмотрены закономю Перечень их исключительный и расширительному толкованию не подлежит, те, что есть в законе, то и есть. Творчество не приветствуется. Может именно эту статью отдельно обсудить в Форуме LEX?
     
  3. autosecurity_insure

    autosecurity_insure Хочу все знать! Участник Зарегистрированный

    Регистрация:
    11 окт 2008
    Адрес:
    Москва
    Оценки:
    +0 / 0 / -0
    Вести.Ru, 19 марта 2010 г.

    Каждый третий россиянин считает, что вправе обмануть страховую компанию

    Каждый третий россиянин считает, что он вправе обмануть страховую компанию при наступлении страхового случая. Об этом заявила в программе "Особое мнение" на "Радио России" зам. председателя комитета по противодействию страховому мошенничеству Всероссийского союза страховщиков Ольга Злотя.

    Страховую культуру российского населения можно оценить, считает гостья в студии, как достаточно высокую, учитывая, что страховой рынок в стране утвердился не так давно. Это подтверждается массовыми опросами, в том числе опросом, проведенным Всероссийским союзом страховщиков при поддержке страховой компании "Межрегион-Гарант".

    Однако около 40 процентов опрошенных страхователей не считают страховым мошенничеством такие факты, как предъявление для возмещения убытков имущества, повреждённого не в результате данного конкретного страхового случая, либо сокрытие существенных обстоятельств и получение страхового возмещения, в разы превышающего действительный ущерб, в том числе, и предъявление страховщику калькуляции, не соответствующей действительности.

    Люди даже не задумываются о том, что это страховое мошенничество, а считают, что так оно и должно быть. Многие упрекают страховщиков в стремлении нажиться, и свои действия объясняют желанием им отомстить. Они считают, что в своё время с них как со страхователей страховщики в прошлые годы и так собрали достаточно много денег, сами они никаких страховых возмещений не получали, поэтому в результате наступившего конкретного страхового случая они могут с лихвой вернуть себе потраченные ранее на страховку деньги.
     
  4. autosecurity_insure

    autosecurity_insure Хочу все знать! Участник Зарегистрированный

    Регистрация:
    11 окт 2008
    Адрес:
    Москва
    Оценки:
    +0 / 0 / -0
    Газета.Ru, 22 марта 2010 г.

    Автогражданка с медицинским дипломом

    Государство планирует изменить механизмы выплаты возмещения погибшим в дорожных авариях – Минфин предложил поднять максимальную сумму компенсации вреда жизни и здоровью по ОСАГО. Сегодня потерпевшие остаются вообще без возмещения.

    Министерство финансов предлагает увеличить сумму компенсации раненым и погибшим в ДТП до 500 тысяч рублей – летом 2010 года инициатива должна быть оформлена в виде законопроекта. Одновременно в правительстве рассматривается проект, согласно которому пострадавшие в авариях с участием маршруток, автобусов и другого общественного транспорта будут приравнены к жертвам авиакатастроф. Тогда компенсация для них увеличится до 2 млн.

    При этом, по расчетам чиновников, базовые тарифы ОСАГО вырастут примерно на 30%, что «посильно для населения».

    Министерство рассчитывает изменить подход к механизму выплат – они должны стать фиксированными и включать все расходы, декларируемые Гражданским кодексом. Также платежи предполагается сделать авансовыми. Сейчас, чтобы получить положенное возмещение – до 160 тысяч рублей на каждого пострадавшего, – нужно сначала пролечиться, а потому уже нести в страховую выписку из больницы и множество справок. Семьям погибших выплачивают за погребение не более 25 тысяч рублей. И тоже только после того, как человека похоронили.

    «Нужно платить авансом, а потом смотреть на последствия, которые появились, смотреть, насколько реальные расходы превысили аванс, и доплачивать», – цитирует РИА «Новости» заместителя директора департамента финансовой политики Минфина Веру Балакиреву.

    Однако чтобы повышение максимальной суммы стало актуальным для многих, придется поставить автогражданку на другие рельсы – если закон об ОСАГО останется в нынешнем виде, номинальное увеличение «потолка» компенсации на реальное количество и суммы выплат не повлияет.

    Сейчас автостраховщики оплачивают лечение только тем, кто не имеет права на бесплатную медпомощь.

    По закону, пострадавший в ДТП имеет право требовать возмещения расходов на лечение, компенсации потерянного заработка, оплаты дополнительного питания и санаторно-курортного лечения и даже на переподготовку по другой профессии. Но если у пострадавшего есть медицинский полис, получить деньги он не сможет. Также законом предусматривается возможность назначения пособия по утрате кормильца, если погибший в ДТП имел иждивенцев, но для этих выплат предусмотрена трудоемкая бюрократическая процедура.

    По словам Балакиревой, сейчас количество выплаченных компенсаций вреда жизни и здоровью в рамках ОСАГО ничтожно мало – порядка 1%.

    Получается, что какой бы ни была сумма компенсаций, страховщики в любом случае уходят от выплат. «Наиболее просто взыскать со страховой компании потерянный заработок – эта выплата производится на основании больничного листа. Доказать свою правоту в суде в этом случае также несложно. Дела о компенсации расходов на лечение чаще всего являются бесперспективными, – говорит юрист коллегии Марат Бикбов. – В случае если вы хотите компенсировать расходы на лечение, вам необходимо сначала убедить врача в том, что вам оно необходимо. Препарат или процедура должны быть выписаны именно по диагнозу, связанному с травмой в ДТП. Однако возмещение, скорее всего, будет невелико».

    Михаил ЛОБАЧЕВ
     
  5. autosecurity_insure

    autosecurity_insure Хочу все знать! Участник Зарегистрированный

    Регистрация:
    11 окт 2008
    Адрес:
    Москва
    Оценки:
    +0 / 0 / -0
    Газета.Ru, 8 июня 2010 г.

    ОСАГО подготовят к банкротству

    Исчезла еще одна страховая компания, продававшая полисы ОСАГО. Инспекция не смогла обнаружить по месту регистрации СК «Национальное качество». Российский союз автостраховщиков и государственные надзорные органы рассматривают различные варианты усиления контроля деятельности страховщиков.

    С начала действия в России страхования ОСАГО этот рынок покинули уже 46 компаний, при этом в 2009 году лицензия была отозвана у 17 страховых обществ, а с начала 2010 года еще у шести компаний – такие данные привел во вторник на пресс-конференции директор по организации страховых выплат РСА Геннадий Бухтин. Из-за большого числа банкротств практически исчерпан фонд РСА, предназначенный для выплат имущественного ущерба, а поступления в него сейчас в три раза меньше, чем выплаты. На этой неделе РСА начнет выплачивать средства из второго фонда, изначально сформированного для компенсации вреда жизни и здоровью. Резервы РСА сейчас составляют порядка 7,8 млрд рублей, а ежемесячные выплаты около 300–400 млн.

    Очередной «исчезнувшей» страховой компанией стала «Национальное качество». Этот страховщик, входивший в число 50 крупнейших участников рынка ОСАГО, в прошлую пятницу не был обнаружен по месту регистрации.

    «Во время контрольной проверки обнаружилось, что дверь офиса опечатана, на ней висит объявление, что с 4 по 7 июня приема населения не будет, и никого, кто бы имел отношение к страховщику, на месте нет», – описывают ситуацию в РСА.

    При этом, подчеркивают в союзе, этот страховщик последнее время находился на контроле и не получал бланков страховых полисов в течение четырех месяцев. Поводом для приостановки отгрузки полисов союзом страховщиков, а в дальнейшем и для приостановки лицензии Федеральной службой страхового надзора служат многочисленные нарушения страхового законодательства и установленных правил. В частности, о неблагополучии страховой компании могут свидетельствовать ее финансовые показатели, а также резкое увеличение количества жалоб со стороны клиентов.

    По словам вице-президента РСА Галины Ершовой, в случае если бы к страховщикам, с начала года ушедшим с рынка, не применялись меры по ограничению выдачи бланков ОСАГО, они могли бы получить премию в 700 млн рублей, а выплаты по страховым случаям составили бы до 500 млн – эти выплаты легли бы на плечи добросовестных участников рынка.

    Однако то, что объединение страховщиков ограничивает выдачу полисов, вызывает претензии Федеральной антимонопольной службы: в ФАС считают, что нынешняя система квотирования ограничивает конкуренцию на рынке ОСАГО. При этом, по словам Ершовой, страховщиками предлагаются три возможных варианта развития событий. В частности, полномочия по регулированию рынка могут быть переданы РСА, то есть введенная союзом система квот будет оформлена законодательно.

    Другой вариант предусматривает приостановку выдачи полисов сомнительным компаниям по указанию Росстрахнадзора. Критерии, по которым страховая компания будет признаваться неблагонадежной, будут также определены надзорным ведомством.

    В качестве третьего варианта рассматривается возможность создания специальных гарантийных фондов, в которые проблемные компании будут перечислять средства на случай банкротства.

    Кроме того, контроль страховых компаний будет ужесточен и на законодательном уровне – с 27 июля вступают в силу поправки к закону «Об организации страхового дела», которые приведут к укрупнению страховых компаний. Минимальный размер уставного капитала для страховщика вырастет с 30 до 120 млн рублей. В случае опасности банкротства будет предусмотрена процедура внешнего управления, которая призвана избежать вывода капитала недобросовестными страховщиками. В состав временной администрации при этом смогут войти представители союза страховщиков.

    По словам руководителя направления рейтинга страховых компаний агентства «Эксперт РА» Алексея Янина, изменения в законодательстве приближают Россию к зарубежной практике регулирования рынков, однако эксперт сомневается, что введение практики внешнего управления позволит предотвратить вывод активов недобросовестными страховщиками.

    Михаил ЛОБАЧЕВ


    С Уважением, Лариса
     
  6. autosecurity_insure

    autosecurity_insure Хочу все знать! Участник Зарегистрированный

    Регистрация:
    11 окт 2008
    Адрес:
    Москва
    Оценки:
    +0 / 0 / -0
    Бюллетень недвижимости, Санкт-Петербург, 9 июня 2010 г.

    ОСАГО кончается

    В гарантийном фонде Российского союза автостраховщиков (РСА) деньги закончатся на этой неделе. Затем РСА будет оплачивать убытки пострадавших от клиентов обанкротившихся страховых компаний из резерва компенсационных выплат, заявил сегодня, 9 июня, начальник управления компенсационных выплат РСА Геннадий Бухтин.

    В гарантийном фонде, в котором собраны средства на выплаты по полисам страховщиков с отозванной лицензией или компаний-банкротов, осталось 30 млн. руб. В фонде компенсационных выплат, из которого оплачивается ущерб жизни и здоровью пострадавшего в аварии в том случае, если виновник скрылся с места ДТП или не застраховал свою ответственность, на сегодня собрано 7,8 млрд рублей.

    О том, что средств гарантийного фонда надолго не хватит, РСА предупреждал еще в сентябре 2009 года. Тогда союз прогнозировал, что деньги фонда закончатся еще в первом квартале 2010 года. В конце 2009 года Государственная дума приняла поправки в закон об ОСАГО, позволяющие при исчерпании резерва гарантий делать выплаты за банкротов из резерва компенсационных выплат. "Это тот случай, когда наши органы власти, в первую очередь, РСА и Государственная Дума, действовали заранее и слаженно", - комментирует президент Союза страховщиков Санкт-Петербурга и Северо-Запада Евгений Дубенский.

    По мнению Дубенского, потерпевшие от этой ситуации не пострадают - средств во втором фонде до конца года достаточно. "Дальнейшее развитие событий зависит от количества компаний, которые покинут рынок ОСАГО, и возможностей и способностей Страхового надзора и РСА справиться с этой ситуацией", - считает Евгений Дубенский.

    Однако не все участники рынка настроены оптимистично. "В связи с тем, что из 170 страховых компаний, работавших вначале на рынке ОСАГО, 45 страховщиков уже ушли с рынка, один резервный фонд РСА исчерпан, и второй резервный фонд ждет то же самое", - прогнозирует заместитель генерального директора РЕСО-Гарантия Дмитрий Большаков.

    Сейчас РСА расплачивается по обязательствам 36 компаний. Всего с 2004 года лицензии потеряли 45 страховщиков ОСАГО. В 2009 году отозваны лицензии у 17 страховых компаний, в 2010 года – еще у шести. Всего из фондов РСА выплачено около 6,6 млрд руб. При этом большая часть , 5,4 млрд рублей, приходится на период кризиса и выхода из него – 2009 и 2010 годы. Каждую неделю союз платит пострадавшим по 100-120 млн руб., размер средней выплаты - 45 500 рублей.

    РСА рассчитывает, что расходы из фондов сократятся после вступления в силу в июле этого года поправок в закон о банкротстве. Поправки дадут возможность Росстрахнадзору на ранних стадиях возникновения проблем вводить временную администрацию в неблагополучные страховые компании, что предотвратить вывод активов из подобных компаний.

    Но страховщики опасаются, что этой меры будет недостаточно для восполнения исчерпанных резервов. "Чтобы и дальше сохранить возможность осуществлять выплаты за уходящие с рынка компании, а процесс ухода страховщиков с этого рынка, несомненно, продолжится, можно предположить, что РСА предполагает повысить уровень отчислений от каждого проданного полиса в резервные фонды", - считает Дмитрий Большаков. Сейчас в гарантийный фонд автостраховщики отчисляют 2% собранных в этом виде страхования премий, в фонд компенсационных выплат – 1%.

    Елена ДЕНИСЕНКО


    С Уважением, Лариса
     
  7. -Валера-

    -Валера- Рекомендуемый к прочтению Бывалый

    Регистрация:
    9 янв 2012
    Род занятий:
    000
    Адрес:
    000
    Оценки:
    +428 / 0 / -0
    Имя:
    000
    Авто:
    000
    Страховка по-новому: с бандитами и утюгами
    (источник: autonews.ru/autobusiness/news/1775584/)
    Мое мнение и мнение авторов стать совпало (как ни странно):
    «Мы вернемся в 90-е годы. То, что нам предлагают, - это уход в серый рынок. Отказаться от дилеров, отказаться от оригинальных деталей и взыскивать разницу с ответчиков без страховых компаний. С бандитами и утюгами», - резюмировал Ханжин.
     
    Последнее редактирование модератором: 2 фев 2015
  8. -Валера-

    -Валера- Рекомендуемый к прочтению Бывалый

    Регистрация:
    9 янв 2012
    Род занятий:
    000
    Адрес:
    000
    Оценки:
    +428 / 0 / -0
    Имя:
    000
    Авто:
    000
    Весной этого года российских автомобилистов ждет неприятный сюрприз — пересмотр тарифов ОСАГО. Как стало известно, страховщики намерены настоять на как минимум 60-процентом увеличении, то есть водитель среднестатистической легковушки будет платить на 3-4 тысячи рублей больше. Более того, страховщики надеются вообще избавиться от ценового регулирования в сфере ОСАГО. Правозащитники уверены, что страховщики хотят слишком многого.
    1 октября 2014 года в силу вступили новые тарифы ОСАГО, стоимость этого вида страхования повысилась на 23-30% в зависимости от региона (до этого тариф не пересматривался 11 лет). Но спустя всего четыре месяца страховщики готовы настаивать на новом повышении. «Рост курса доллара и девальвация рубля в декабре - начале января практически полностью свели на нет эффект от повышения базового тарифа, так как стоимость запчастей и, соответственно, стоимость ремонта растет», — объяснил гендиректор ОАО «Росгосстрах» Дмитрий Маркаров. «Стоимость запчастей выросла в два раза, если мы говорим об иномарках. По отечественным автомобилям — чуть меньше, но тоже существенный рост», — подтвердил глава СК «Северная казна» Александр Меренков.
    Маркаров утверждает, что тариф «должен соответствовать тому объему обязательств, который возложен на страховщиков», в противном случае на страховом рынке разразится коллапс. «Мы и так последние полтора года являемся свидетелями массового исхода страховщиков из регионов. Если вопросы снижения убыточности не будут решены, тенденция по уходу компаний с рынка ОСАГО и сокращению портфелей продолжится. Пострадают в конечном итоге потребители», — утверждает руководитель «РГС».
    С тем, что тариф надо пересматривать, согласны и в Российском союзе автостраховщиков (РСА). «Позиция ведущих экспертов страхового рынка — тарифы должны быть повышены на 60%, чтобы ОСАГО перестало быть убыточным», — заявил президент РСА Игорь Юргенс. Он назвал еще один мотив — с 1 апреля этого года возрастет лимит страховой суммы в части возмещения вреда, причиненного здоровью каждого потерпевшего в ДТП (со 160 до 500 тыс. рублей). Изменится также круг выгодоприобретателей в случае смерти потерпевшего: добавят лиц, у которых потерпевший находился на иждивении.
    В РСА готовы настаивать на том, что с учетом сложившихся экономических реалий вопрос тарифообразования нужно решать кардинально. «Кардинальным решением вопроса является введение свободного, а не фиксированного со стороны государства тарифа в абсолютном рублевом измерении. С этим государство согласно, по крайней мере Центробанк. Однако это весьма сложное социальное решение, к нему надо подойти», — отмечает Юргенс.
    По мнению Меренкова, оптимальным сейчас был бы более скромный шаг — повышение тарифа на 25%. «Вряд ли люди потянут больше», — пояснил страховщик.
    Автоправозащитники не оспаривают тезиса о том, что маржинальность страхового бизнеса вследствие скачка стоимости на запчасти и ремонтные работ сократилась. Складывающееся положение дел они обрисовывают даже резче, чем сами страховщики.
    «Дурдом полный», — заверил известный на Урале автоправозащитник Кирилл Форманчук. Ценники на запчасти, по его словам, сейчас переписываются в большую сторону чуть ли не каждые три часа. «Все просто: в России нет запчастей, поэтому «Exist» и другие интернет-магазины, работающие от поставщиков напрямую, ввели лимиты на расчёты по заказу. В том же «Exist» лимит сначала был 12 часов, сейчас уже три часа. Если в течение этого времени заказ не оплатили, опять обновляют цену. Раньше можно было платить хоть неделю», — описывает ситуацию Форманчук.
    «По автодилерам отдельная проблема — с декабря они запчасти не поставляют совсем. Если раньше у них работали центральные склады, то теперь они не знают, что будет завтра с долларом, и запчастей не дают. Велят приезжать на ремонт со своими запчастями. «Оками» (дилер Hyundai, Nissan, Mitsubishi, Ford, Citroen), Nissan, BMW, Mercedes, Toyota — почти у всех так. Результат — дилеры стоят без работы», — утверждает Форманчук. Выросли цены на услуги. По его словам, «Штерн» (дилер Mercedes в Екатеринбурге) поднял нормо-час с 2700 до 4500 рублей.
    Но Форманчук считает, что это отнюдь не повод требовать пересмотра тарифов ОСАГО. «Средняя выплата по полису не меняется в течение пяти лет, она колеблется в пределах 26-30 тыс. рублей в зависимости от региона. Это открытые цифры РСА. Когда правительство принимало закон об ОСАГО в 2003 году, оно рассчитывало на сумму средней выплаты в 90 тыс. рублей. За 12 лет мы так и не достигли этой планки. Весь вой об убыточности ОСАГО для страховщиков — это полная фикция», — заявляет правозащитник.
    «При старом лимите выплат в 120 тыс. рублей (до октября 2014 года — прим. ред.) была еще такая услуга, как ДОСАГО (дополнительное страхование автогражданской ответственности — прим. ред.). Оно расширяло лимит выплат до 1 млн рублей и стоило 700-1000 рублей. При этом договор ОСАГО с лимитом 120 тыс. стоил 4-5 тыс. рублей. Почему? Потому что рисков таких не было, и страховщики все это отлично знали. Выплаты по верхнему пределу лимита составляли 7%. То есть лимит выплат и тариф, который теперь платят все, повысили ради этих 7%», — привел еще один довод Форманчук.
    В Федерации автовладельцев России (ФАР) с ним полностью согласны. «Практика последних нескольких лет показывает, что на счетах страховщиков осело порядка 182 млрд рублей. На данный момент выплаты по ОСАГО у них не превышали 55% от собранных премий в год», — сообщил руководитель ФАР Сергей Канаев. По его мнению, резерв страховщиков «не в повышении тарифных ставок, а в снижении своих расходов на судебные издержки»: «Почти треть сумм они выплачивают по судам, потому что неоправданно занижают либо отказывают в выплатах».
    Форманчук назвал еще один скрытый резерв: «Минимум 50% страховых выплат уходит в откаты. Есть такое понятие — направление на ремонт. Человек приходит со страховым случаем, его направляют в сервис, реально его ущерб на 100 тыс. рублей, там рисуют 200, разницу пилят между собой. У меня друг занимается автостеклами, каждый месяц он в страховые отдает 8 млн рублей. И потом вдруг ОСАГО становится убыточным».
    Вместо того чтобы исправлять ситуацию, считают в ФАР, страховщики пустились во все тяжкие. «Самая распространенная уловка — обязать автостраховщика заключить дополнительное страхование, например жизни (практика распространена в том же «Росгосстрахе» — прим. ред.). Вторая уловка — ликвидация понижающих коэффициентов за безаварийную езду из базы РСА. Третья — махинации при выплатах. Это занижение страховой суммы плюс сейчас они ввели понижение выплат согласно единому реестру запчастей (введен с 1 декабря 2014 года — прим. ред.)», — перечислил самые распространённые примеры нечистоплотности автостраховщиков Канаев.
    Сам он, к слову, на прошлой неделе стал жертвой одной из таких уловок. «Начал страховать свой автомобиль в одной из известных страховых компаний. Мне говорят, что мой понижающий коэффициент за безаварийную езду из базы РСА исчез. Это мошенничество, по-другому и назвать не могу, но это дает страховщикам колоссальные деньги», — поделился руководитель ФАР.
    Правозащитники настаивают на том, что сейчас первоочередная задача — пересмотреть утвержденную ЦБ единую методику расчета убытков, где прописаны цены на нормо-часы и на запчасти. «Реестр запчастей составлялся еще летом 2014 года, и даже тогда, мы анализировали эту ситуацию, он в разы отличался от реальных цен. Грубо говоря, если на рынке запчасть стоила 100 рублей, то согласно реестру — 50. Я считаю, что в их базе специально были забиты ошибки», — отметил Канаев. Неадекватность цен подтверждает и Форманчук. Корректировку он ожидает к маю этого года.
    О намерении страховщиков лоббировать вопрос повышения тарифов автоправозащитники знают. «Готовимся к новому витку противостояния», — заявил Канаев.
    Как и РСА, особые надежды руководство Федерации автовладельцев возлагает на регулятора — ЦБ РФ, а именно на главу банка Эльвиру Набиуллину. «Уверен, что она будет действовать согласно закону. Она всегда помогала нам, даже когда была еще советником президента. И я знаю, какое давление было тогда со стороны страховщиков. Как будет дальше, не знаю. Но здесь определяет не один человек, а соотношение сил. Пока в правительстве [первый вице-премьер Игорь] Шувалов, а в Центробанке — Набиуллина, я думаю, что все будет во взаимных интересах. Если позиции сменятся, у страховщиков появится больше возможностей», — заметил руководитель ФАР.
     

Поделиться этой страницей