Цель данной темы - размещение информации, связанной с автомобильным страхованием. Обращаем внимание на то, что наше мнение также может отличаться от мнения авторов, но если есть интерес мы готовы дать свои комментарии.
Деловой Петербург, 23 октября 2008 г. Тарифы на автострахование могут возрасти Из-за кризиса ликвидности темпы роста автомобильного рынка могут снизиться, в таком случае замедлит рост и рынок автокредитования. По различным оценкам участников рынка, сегмент автострахования сейчас занимает около половины рынка розничного страхования. Падение платежеспособности населения и кредитный кризис приведут к тому, что страховые услуги станут менее востребованы. Особенно это коснется страхования новых автомобилей низкого ценового сегмента. Доля машин, продаваемых в кредит, напрямую зависит от цены этих автомобилей. Зависимость при этом обратно пропорциональная: чем дороже машина, тем чаще она покупается за наличный расчет. По оценкам ООО "Росгосстрах — Северо-Запад", в премиум-сегменте доля кредитных авто не превышает 30%. В сегменте массовых автомобилей она может доходить до 80%. "В нашем портфеле большая доля дорогих автомоби-лей, около 1/3, поэтому пока мы не чувствуем влияния кризиса, возможно, для их владельцев ситуация не столь критична", — говорит Алексей Образцов, директор управления маркетинга Северо-Западного дивизиона "Ренессанс страхование". Тарифы в сетке Кризис непосредственно коснется и тарифов на каско. Рынок кредитов сузится, а значит, обострится конкуренция и комиссии посредникам могут вырасти. Зато в выигрыше, видимо, окажутся компании, работающие в сегменте прямого страхования. "Страховщики пересмотрят тарифы, если затянувшийся кризис повлияет в ту или иную сторону на стоимость запчастей или нормо-часов в автосервисах", — отмечает Максим Кондрашов, заместитель генерального директора СОАО "Регион". Невезучее ОСАГО "Автогражданка" также ощущает последствия кризиса. Так, президент Россий-ского союза автостраховщиков Андрей Кигим выступил за очередной перенос введения европротокола и пря-мого урегулирования убытков по ОСАГО с 1 марта 2009 г. на более поздний срок. "Со стороны государства вполне логичным выглядит- решение повременить и посмотреть, кто из оставшихся на рынке компаний будет способен соблюдать нормы закона по прямому урегулированию, — считает Дмитрий Фельдман, генеральный директор СОАО "Регион". — Ситуация с платежеспособностью розничных страховых компаний может быстро изменится. Прямое урегулирование — очень мощный инструмент в арсенале сильной компании для привлечения большего количества клиентов. Единственная загвоздка — в самом понятии "сильная компания": испытание на прочность через "естественный отбор" придется пройти всем". В "Ренессанс страховании" говорят о том, что перенос этих сроков также обусловлен отсутствием необходимой инфраструктуры (единая система оценки ущерба, расчетный центр, берущий на себя организацию взаиморасчетов между страховщиками, и т.д.). Андрей Кигим, президент Российского союза автостраховщиков, cчитает логичным желание государства повременить с реформой автогражданки. Георгий КАРЧИК
РБК daily, 29 октября 2008 г. Автострахование притормозило Темпы роста рынка автокаско и ОСАГО замедляются По итогам 2009 года российский рынок автострахования ждет замедление, пишут аналитики рейтингового агентства «Эксперт РА» в своем исследовании «Торможение после разгона». И если по итогам этого года рынок ждет лишь небольшое сокращение темпов прироста, то в следующем году ситуация может значительно ухудшиться. Если по итогам первого полугодия этого года темпы прироста поступающей премии по автокаско снизились на 5,6 процентного пункта по сравнению с аналогичным периодом 2007 года и составили 35,1%, то по ОСАГО снижение составило 4,8 процентного пункта и снизилось до уровня 12,9%. Общий объем рынка автокаско в первом полугодии составил 76,3 млрд руб., ОСАГО — 39,1 млрд руб. «Мировой финансовый кризис повлияет на темпы развития автострахования и через снижение объемов автокредитования, и через уменьшение покупательной способности населения», — отмечает директор департамента рейтингов финансовых рынков «Эксперт РА» Павел Самиев. Согласно прогнозу агентства, по итогам года рост премии по автокаско составит 27%, ОСАГО — 11%. В 2009 году темпы роста взносов по автострахованию замедлятся еще более существенно. «Объем взносов стал снижаться уже осенью под влиянием двух факторов. Во-первых, в условиях кризиса ликвидности практически все автодилеры стали проводить акции, направленные на снижение цен, — отмечает заместитель гендиректора ВСК Евгений Уфимцев. — Во вторых, страховщики также стали снижать цены на свои продукты. Поэтому мы считаем, что стоимость страхования будет падать, и это падение составит до 20%, в ОСАГО рост рынка может сохраниться на уровне 10—15%, но в том случае, если не будут пересмотрены тарифы». Как отмечается в исследовании «Эксперт РА», страховщики будут вынуждены в условиях кризиса сконцентрироваться на снижении убыточности. Ведь автострахование — один из наиболее убыточных видов страхования. Так, за шесть месяцев этого года средний уровень выплат по автокаско достиг 52,2%, по ОСАГО — 57,7%. Таким образом, годовой коэффициент убыточности по ОСАГО может колебаться в пределах 73,1—77,8%. «Причиной этому в ОСАГО неадекватные поправочные коэффициенты, инфляция и законодательное увеличение обязательств страховщиков, — говорит Павел Самиев. — В условиях снижения темпов и из-за инвестиционных убытков страховщики потеряют возможность наращивать портфель при помощи демпинга и высоких комиссионных». «Темпы роста рынка ОСАГО в 2009 году могут составить 15—18% в случае принятия правительством решения о пересмотре тарифных ставок, — считает руководитель управления маркетинга страховой группы «Уралсиб» Михаил Воронько. — При сохранении существующего размера тарифных ставок и территориальных коэффициентов темпы роста рынка ОСАГО в 2009 году не превысят 5—7%», По мнению г-на Воронько, в следующем году замедление темпов роста рынка автокаско возможно до 10—12% в сегменте розничных продаж, и до 5% в сегменте корпоративных продаж. Юрий НЕХАЙЧУК
Российская газета, 30 октября 2008 г. Прокатился? Садись Депутаты предлагают увеличить срок для угонщиков машин Госдума рассматривает законопроект, предлагающий ужесточить наказание автоугонщикам. По мнению авторов, даже если человек уверяет, что взял чужую машину просто покататься, он должен отвечать по максимуму. Разработчики законопроекта предлагают убрать из Уголовного кодекса некоторые поблажки для любителей порезвиться на чужом железном коне. В статье "Неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения" они намерены вычеркнуть всего три слова "без цели хищения". Но это в корне изменит смысл всей статьи. По действующей норме у автомобильных воров есть выбор: идти под суд за кражу или по более легкой статье якобы за то, что просто взяли чужую машину на тест-драйв. Мол, покатались бы и вернули. За это наказание невелико. Можно отделаться даже штрафом. Естественно, многие угонщики пользуются именно этой лазейкой. Конечно, милиция может усомниться в честности таких признаний и собрать доказательства, что роскошную "Бентли" угнали не просто так, а под заказ. Но на практике это не всегда получалось. - Никому в голову не приходит пускаться в рассуждения, что кто-то взял чужой сотовый телефон "просто позвонить" или что подросток залез в квартиру и вынес ноутбук для того, чтобы "поиграть в Интернете". В случае же с угоном чужого автотранспорта мы легко соглашаемся, что, "может быть, он сел туда просто покататься?", - написали авторы в пояснительной записке к законопроекту. По мнению юристов, только в двух столицах ежегодный доход угонщиков достигает 150-200 миллионов долларов. Если поправки пройдут, работа следователей упростится. Им не надо будет доказывать корысть угонщиков. Достаточно будет того, что человека поймали за рулем чужого авто. За угон транспортного средства авторы законопроекта предлагают отправлять за решетку на срок до пяти лет. Если же похитители при этом действовали грубо: угрожали водителю, даже избили его, то они могут угодить в тюрьму на срок до двенадцати лет. Петр ОРЛОВ
Аргументы и факты, 31 октября 2008 г. ОСАГО начнет дорожать, а КАСКО подешевеет: как страховщики выживают в кризис В большинстве сфер, связанных с финансовым рынком, пока лишь предполагают, насколько больно по ним ударит кризис. Это в полной мере касается автострахования. Итоги года подводить рано, но предположения уже довольно пессимистичны. Если раньше эксперты, впечатленные стремительным ростом числа выданных автокредитов, уверяли, что в ближайшие 2-3 года 40-50% прирост ему обеспечен, то сейчас актуальны совсем другие прогнозы. Рейтинговое агентство «Эксперт РА» подготовило обзор с «говорящим» названием «Рынок страхования автотранспорта: торможение после разгона». В нем говорится, что в 2008 году рынок автокаско вырастет на 27%, а рынок ОСАГО - всего на 11%. Дело в том, что мировой финансовый кризис повлияет на темпы развития автострахования как напрямую - через снижение объемов автокредитования, так и косвенно - через уменьшение покупательной способности населения. По данным Ассоциации европейского бизнеса, в 2008 году в стране будет приобретено около 2,75 миллиона машин. Ранее предполагалось, что спрос будет выше, и мировые автогиганты за год продадут не менее 3 миллионов автомобилей. Пока спад наиболее ощутим в сегменте бюджетных (до 20 тысяч долларов) и среднеценовых (20-35 тысяч долларов) моделей, где выше всего велика доля кредитных покупок. Но в дальнейшем он затронет весь рынок без исключения, считают эксперты. Автостраховщикам придется плохо. По оценке аналитического агентства «Автостат», сегодня по КАСКО застрахованы до 20% легковых автомобилей, колесящих по российским дорогам. При этом «львиная доля» (75-80%) этих машин - новинки автопрома, выпущенные не более трех лет назад. И как минимум половина из них приобретена в кредит - ведь практически все банки выдвигают автострахование в качестве обязательного условия выдачи займа. Да и сами россияне все реже полагаются на «авось», предпочитая купить страховку и спать спокойно. Резкий рост автопродаж привел к тому, что машины начали покупать те, у кого нет ни гаража, ни даже места на охраняемой стоянке. Довольно дорогие марки начали позволять себе люди с маленьким стажем вождения. Им выгоднее купить страховку, нежели за свой счет чинить повреждения. Вот простой пример. Замена двух дверей, капота, правого зеркала, лобового и бокового стекол в одной из иномарок среднего класса обойдется более чем в 60 тысяч рублей, и это не считая работы. Страховка же на этот автомобиль стоила 52 тысячи рублей. Понятно, что страховая компания оказалась в убытке, а владелец машины неплохо сэкономил. «Эксперт РА» оценивает автострахование, как один из наиболее убыточных видов страхования. В первом полугодии 2008 года средний уровень выплат по КАСКО достиг 52,2%, по ОСАГО - 57,7%. Теперь главные для страховщиков вопросы - «кто виноват» и «что делать»? «Основные факторы роста убыточности в добровольном автостраховании - демпинг, высокие комиссии посредникам, отсутствие механизма франшизы, стремительный рост цен на ремонт автомобилей в условиях крайнего дефицита авторемонтных мастерских и высокая угоняемость автотранспорта - комментирует сложившуюся ситуацию руководитель направления рейтингов страховых компаний департамента рейтингов финансовых институтов «Эксперт РА» Алексей Янин.- Причины роста убыточности в ОСАГО - неадекватные поправочные коэффициенты, инфляция и законодательное увеличение обязательств страховщиков». Кстати, с ОСАГО - отдельная история. Его рынок почти в два раза меньше чем КАСКО. Эксперты «Автостата» оценивают его емкость в 2008 году в 75-80 млрд. рублей. При этом годовой коэффициент убыточности по ОСАГО на 1-ое июля 2008 года составлял более 70%. Но для многих страховщиков этот вид страхования - едва ли не единственный, по которому удастся найти клиентов. По всем остальным - не факт. Автокаско и страхование имущества станут жертвой спада кредитной активности, медицинские программы сократятся из-за массовых увольнений в компаниях и снижения трат на соцпакеты. Поэтому, скорее всего, страховщики не только не станут уменьшать тарифы по ОСАГО, но и сделают все, чтобы их повысить. В первую очередь, за счет увеличения региональных коэффициентов - сегодня Москва платит больше, чем многие регионы, где уровень жизни ниже. Зато в сегменте КАСКО может начаться демпинг: слабые игроки начнут снижать цены, чтобы хоть как-то стимулировать продажи. Кроме того, они будут вынуждены улучшить качество андеррайтинга и сокращать расходы на ведение дела. Это приведет к тому, что некоторые категории водителей, как и некоторые модели автомобилей, будут страховать по «заградительному» тарифу. Слабые игроки рынка, не успевшие накопить необходимые резервы, могут не справиться с выплатой страховых возмещений в полном объеме. Они будут либо чаще отказывать под надуманными предлогами, либо сокращать объем выплат. Некоторые и вовсе могут объявить себя банкротами. Тогда их клиентам придется платить за ремонт из своего кармана. Чтобы избежать этого, эксперты советуют выбирать крупные и известные компании - они, скорее всего, благополучно переживут трудные времена. Слишком низкая страховая премия должна не обрадовать, а насторожить - это означает, что страховщик не слишком-то надежен. Набрать-то он клиентов наберет, а вот как будет выполнять свои обязательства? В целом перспективы рынка автострахования пока туманны. С одной стороны, количество продаж автомобилей снизится, но с другой - останутся прежние клиенты, которые еще не погасили кредиты или просто желают продлить страховку. Страховщики, сумевшие их удержать, скорее всего, переживут трудные времена более или менее безболезненно. Тем же, кто целиком сосредоточился на «кредитных» клиентах, или не сумел заработать хорошую репутацию, придется вдвойне тяжело. Наталья КАРНОВА
Страховщикам надоело дешевое ОСАГО 6 ноября 2008 5 ноября. "Финанс онлайн". По итогам 9 месяцев текущего года сборы по обязательной «автогражданке» показали неплохой прирост. Несмотря на это, участники рынка настроены пессимистично. Отдельной темой для страхового рынка всегда оставалось ОСАГО. Пять лет назад, когда вступил в силу соответствующий закон, компании ринулись на этот рынок в поисках, как тогда казалось, легкой прибыли. По итогам пяти лет из бизнеса ушли 17 операторов, по долгам которых Российский союз автостраховщиков (РСА) расплачивается до сих пор. А из тех, кто остался, многие уже жалеют, что когда-то связались с «автогражданкой». Согласно предварительным данным РСА, за 9 месяцев текущего года компании собрали по ОСАГО 59,5 млрд рублей премии, что на 13,1% больше аналогичного прошлогоднего показателя. Выплаты составили 32,9 млрд рублей, рост – 19%. Ни о какой высокой рентабельности в этом виде страхования его операторы уже не заикаются – не работать бы в минус. Автостраховщики последние два года чуть ли не шантажируют, добиваясь повышения тарифов. Лозунг кампании прост: либо рост расценок, либо массовые банкротства. Свою лепту в разорение компаний грозит внести и система прямого урегулирования убытков. Ее участники должны держать неснижаемый депозит в расчетном банке в размере месячных выплат по ОСАГО, но не менее 18 млн рублей Законодатели и Росстрахнадзор поддерживают страховщиков в их стремлении увеличить тарифы, однако никаких серьезных шагов в этом направлении не предпринимается. Регулирование тарифов – прерогатива правительства. А ранее заместитель главы департамента финансовой политики Минфина Вера Балакирева заявляла, что в ближайшее время каких-либо изменений в расценках на ОСАГО ожидать не стоит. Самое ранее – 2009 год. Заместитель гендиректора «Ресо-гарантии» Игорь Иванов надеется, что корректировка тарифов по ОСАГО произойдет не позже следующего года. Кризис, по идее, должен лишь ускорить этот процесс. «Придется менять тарифы, быстрее их корректировать, нежели это можно было ждать при благоприятном развитии экономики. В противном случае я не очень себе представляю, как будет работать ОСАГО», - говорит Игорь Иванов. Директор центра андеррайтинга и управления продуктами для физлиц и малого бизнеса «Росно» Александр Гурдус считает, что кризис станет катализатором процесса, который уже идет в последнее время на рынке ОСАГО, - сокращения числа операторов. По его мнению, если произойдет корректировка ряда поправочных коэффициентов, в частности, некоторых региональных, а также коэффициентов для молодых водителей с небольшим стажем, то основные участники рынка, скорее всего, не станут сокращать свои объемы. «В 2009 году мы ожидаем увеличение сбора премий как по ОСАГО, так и по каско в пределах 5-10% при условии сохранения нынешних тарифов. Серьезной поддержкой для страховых компаний стал бы пересмотр «автогражданских» тарифов в сторону повышения, поскольку сейчас этот вид бизнеса в убыточных регионах финансируется за счет поступлений по другим видам страхования», - говорит Александр Гурдус. Как отмечает руководитель управления методологии обязательных видов страхования компании «АльфаСтрахование» Денис Макаров, если поправочные коэффициенты останутся неизменными, то банкротства среди операторов ОСАГО участятся, их будет больше, чем прогнозируется на следующий год. По оценкам экспертов, сумма обязательств компаний, находящихся в зоне риска, значительно выше, чем размер гарантийных фондов РСА, и оставшимся участникам рынка придется вносить дополнительные средства. «Это может случиться уже в 2009 года, если и после этих событий не будут изменены поправочные коэффициенты, то к 2010-му добровольно сдавать лицензии на ОСАГО начнут крупные страховщики», - подчеркивает Денис Макаров. Марина Кадыкова
Для владельцев праворуких авто рекомендую "Защита-Находка", самый дешевый тариф... несколько месяцев собирала статистику, правда все равно дорого Но выплаты по ним уже знакомые получали, говорят, работают хорошо.