История третьего по величине в мире и крупнейшего японского автомобилестроительного концерна началась в августе 1937 года, когда руководство машиностроительной компании Toyota Automatic Loom Works, производящей ткацкое оборудование, приняло решение об организации отделения Toyota Motor Co. и запуске в серийное производство модели AA с аэродинамическим обтекаемым кузовом. Сейчас у концерна автосборочные производства в 18 странах мира на пяти континентах, в том числе пять заводов в Северной Америке и четыре в Европе. В 2000 году выпущено 3 034 377 автомобилей марки Toyota, что на 359 053 автомобиля больше, чем в 1999-м (+3,39%). Данные по всем входящим в концерн маркам - Toyota, Daihatsu и Lexus еще более внушительные: 4 572 363 автомобиля.
Toyota не выпускает под собственной маркой легковые модели популярного в Японии класса Q - этим занимается отделение Daihatsu, но в модельном ряду есть двухместный субкомпактный электромобиль Toyota E-Com, формально относящийся к классу Q и созданный в рамках проекта по разработке экологически чистых автомобилей по нормам ZEV (California Zero Emissions). Как известно, в штате Калифорния согласно закону с 2003 года не менее 10% продаж новых автомобилей должно приходиться на полностью экологически чистые модели. E-Com вполне может пойти в серийное производство и для этого готов: проведены полный цикл исследовательских работ, испытания и сертификация. Электромотор мощностью 18,5 кВт питает блок из Ni-MH батарей, которые заряжаются от стандартной для Штатов сети 110 B и обеспечивают запас хода до 96 км/ч. Максимальная скорость E-Com ограничена 100 км/ч. В малом классе (по европейской классификации - В) только для Японии выпускается оригинальный автомобиль Will Vi с дизайном в стиле техно, рассчитанный в основном на молодежь, но в его облике можно найти и отголоски ретро: похожие крутобокие машинки Toyota выпускала в 1940-1950 годах. Силуэт кузова словно вычерчен циркулем, характерны обратный наклон задних стоек и эффектные подштамповки на капоте, крышке багажника и боковинах. Стильный интерьер выполнен с минимумом декора; в отделке использованы алюминий и яркая цветная пластмасса. Двигатель - 1,3-литровый мощностью 88 л.с., трансмиссия 4-ступенчатая автоматическая Super ECT. Компактную модель Yaris (в Японии - Vitz) класса B создавали специально для европейского рынка: учли вкусы и пристрастия покупателей автомобилей данного сегмента в дизайне и эргономике, жесткость подвески и параметры управляемости. В ходе проектирования самым тщательным образом изучили возможности основных конкурентов, в результате Yaris не уступает или даже превосходит большинство из них. Кстати, Yaris получил европейский и японский титулы "Автомобиль 2000 года". Внешний вид автомобиля весьма оригинален: в профиль Yaris напоминает компактный мини-вэн из-за укороченного капота и высокой округлой крыши, что позволило сделать салон одним из самых просторных в классе. Выпускаются модификации с кузовом трех- и пятидверный хэтчбек, а также кабриолет (для некоторых рынков). Конструкция подвесок традиционная для европейских автомобилей данного класса: впереди стойки McPherson, сзади мост на соединенных продольных рычагах. Гамма двигателей для Yaris: 1,0 л мощностью 68 л.с. или 1,3 л мощностью 86 л.с. В 2001 году в ряду модификаций появился "заряженный" T Sport с измененным дизайном, небольшим клиренсом, более "жесткой" подвеской и форсированным до 106 л.с. мотором 1,5 л. Для японского рынка выпускают и полноприводные версии с жестким задним мостом на пружинах и продольных рычагах. В Париже осенью 2000 года показали кабриолет Yaris Cabrio cо складным трехслойным тентом. Версию для Европы выпускают на заводе Toyota во Франции.
Осенью 1999 года дебютировал компактный 5-местный мини-вэн Yaris Verso (в Японии - Fun Cargo), созданный на платформе Yaris. Характерные черты Verso: необычно высокий кузов - 1680 мм, заходящие на капот и крылья передние миндалевидные блок-фары, эффектные подштамповки на крыльях и элегантные задние фонари, размещенные на стойках. Чтобы увеличить грузоподъемность, сзади установили торсионную подвеску. Объем багажного отделения 2160 л при сложенных задних сиденьях. Версию для Европы оснащают двигателем 1,3 л, 86 л.с. или 1,5 л, 106 л.с., для Японии - 1,5 л, мощностью 110 л.с. Версии с кузовами седан и купе, созданные на удлиненной платформе Yaris, продаются только на внутреннем рынке (Platz) и в Северной Америке (Echo). Премьера моделей прошла в Детройте зимой 1999 года. Echo рассчитан в первую очередь на небогатую молодежь: упрощенная отделка салона и меньший список стандартного оборудования, зато багажное отделение значительно больше - 455 л. Японская версия оснащена богаче и выпускается в нескольких модификациях с разным дизайном экстерьера и интерьера, есть и полноприводная версия с зависимой задней подвеской. Название мини-пикапа с "двойной" кабиной bB Open Deck, представленного в качестве прототипа в Токио, 1999, столь же экзотично, как и внешность: прямоугольный силуэт, почти вертикальные передние стойки, высокий передний бампер и почти плоские панели кузова. Металлические трубчатые релинги соединяют крышу и борта кузова, это дополнительно повышает жесткость конструкции. Двери распашные, задние можно открыть только открыв передние. Двигатель 1,5-литровый мощностью 110 л.с. Только в Японии продается хэтчбек Duet - несколько подретушированный вариант модели Daihatsu Sirion с широким списком базового и дополнительного оборудования и шильдиками Toyota. Модель выпускают с передним или полным приводом и только с автоматической 4-ступенчатой коробкой передач. Двигатели: 1,0 л, 64 л.с. или 1,5 л, 110 л.с. Главная премьера 2001 года на европейском рынке - новое, девятое по счету, поколение знаменитой модели Corolla класса С, дебютировавшей осенью во Франкфурте. Дизайн новой Corolla почти революционный, по крайней мере по сравнению со скучной моделью предыдущего поколения, и определенно напоминает некоторыми стилевыми решениями "младшего брата" Yaris: высокий покатый капот, большой наклон передних стоек, большие треугольные блок-фары, заходящие на капот, идеально круглые колесные арки. Одним словом, модели европейского отделения Toyota наконец обрели свой стиль. Скорее всего, стиль нового поколения Avensis, премьера которого не за горами, будет таким же. Характерная черта всех модификаций Corolla - элегантная выштамповка на капоте, акцентирующая внимание на укрупненной эмблеме на решетке радиатора. Трехдверный хэтчбек отличает оригинальная массивная треугольная задняя стойка. В Европе будут продавать модификации с кузовами трех- и пятидверный хэтчбек (сборка в Великобритании), универсал Wagon и седан (сборка на заводе Toyota в Турции), который традиционно пользуется большим спросом в России. Конструктивные отличия шасси новой Corolla: усиленный кузов и новая задняя подвеска на сдвоенных продольных рычагах, как на Golf или переднеприводной "Ладе", обеспечивающая лучшие параметры управляемости, а также увеличенная на 135 мм колесная база. Радикально изменили интерьер: вместо унылой серой пластмассы - высококачественный мягкий пластик, приятный и на вид, и на ощупь. На версии T Sport центральная консоль отделана "под алюминий", более жестко настроены спортивные подвески и 6-ступенчатая механическая КП. Новую Corolla оснащают двигателями нового поколения с системой изменения фаз газораспределения VVT-i: 1,4 л мощностью 97 л.с., 1,6 л (110 л.с.) или 1,8 л (135 л.с.), модификацию T Sport - версией 1,8-литрового двигателя мощностью 220 л.с. с более "продвинутой" системой VVTL-i, которая дополнительно управляет еще и высотой подъема клапанов. Кроме бензиновых, предусмотрены и два 2,0-литровых турбодизеля мощностью 90 или 110 л.с. (с промежуточным охладителем). В Японии модель девятого поколения (AE12) дебютировала еще год назад. У нее несколько иной дизайн передней части, в частности блок-фары, и расширена базовая комплектация. Конструкция полностью с европейскими моделями, но для внутреннего рынка предусмотрены и модификации с постоянным полным приводом и межосевой вискомуфтой; вместо полунезависимой задней подвески установлена многорычажная. Модельный ряд: трех- и пятидверные хэтчбеки Allex (люкс-версия - Runx), седан Corolla Sedan и универсал Corolla Fielder. На японские модели устанавливают двигатели 1,3 л (88 л.с.), 1,5 л (110 л.с.), 1,8 л (136 или 190 л.с.), а также турбодизель 2,2 л (79 л.с.), причем первый и последний - лишь на седаны. Версия новой Corolla девятого поколения (AE12) с кузовом седан для стран Тихоокеанского региона (производство на Тайване, в Малайзии и Таиланде) называется Corolla Altis. Дизайн ее оригинальный: узкие раскосые передние блок-фары, низкий обтекаемый силуэт (высота меньше на 70 мм) и широкое антикрыло на крышке багажника. Интерьер тот же, что на Corolla в дорогих комплектациях. Комфортабельный Altis оснащают многорычажной задней подвеской, что значительно улучшило плавность хода. Модель считается весьма престижной для данных рынков и стоит дороже, чем модель Corona среднего класса D. Двигатели - 1,6 л, 110 л.с. и 1,8 л, 136 л.с.
В Японии весной 2001 года был представлен новый автомобиль Vill VS класса С, адресованный молодым поклонникам спортивного стиля. Тип кузова новинки сложно определить одним словом: сами создатели относят Vill VS к категории универсалов, стильный граненый дизайн кузова, решенный в модном ключе industrial, низкий кузов, необычно высокая поясная линия и общее сходство с Celica однозначно указывают на спортивные корни новинки. Фактически это классический пятидверный хэтчбек, только очень необычный- Конструктивно Vill VS сходен с Corolla последнего поколения, но настройка подвесок более жесткая для достижения оптимальных параметров управляемости. Модель оснащают 1,8-литровыми двигателями мощностью либо 136 л.с. (VVT-i), либо 190 л.с. (VVTL-i) и автоматической 4-ступенчатой адаптивной КП Super ECT. Производство модели Corolla предыдущего поколения (E11) в Европе и Японии завершено, однако на некоторых филиалах (в Уругвае и других) продолжается. После недавнего рестайлинга, должного несколько поправить дела концерна в Европе (несмотря на отменное качество сборки и долговечность, Corolla предыдущего поколения не пользовалась успехом у пресыщенных европейцев), модель стала чуть импозантнее, несколько изменили интерьер. Скорее всего, модели 2001 модельного года будут продавать в Европе (но не в России, у нас до поступления новых моделей продажи прекращены) со скидкой самое малое до весны 2002 года. Corolla восьмого поколения оснащается двигателями 1,4 л (97 л.с.), 1,6 л (110 л.с.), 1,8 л (110 или 125 л.с.) или атмосферным дизелем 1,9 л (69 л.с.). В США на заводе NUMMI (СП с концерном GM, выпуск также под маркой Chevrolet Prizm) выпускают модель Corolla (BB02) восьмого поколения, спроектированную для местного рынка в калифорнийском дизайн-центре Toyota. Последний рестайлинг этой версии был в 2000 году; модель пользуется популярностью благодаря репутации марки и отличному качеству сборки, хотя и экстерьер, и интерьер не отличаются изысканностью. Американские Toyota оснащают 1,8-литровым мотором мощностью 125 л.с. с системой VVT-i. На Тайване для рынков Юго-Восточной Азии производят более раннюю модель Corolla восьмого поколения BA02 (сборка в США и Канаде до 1999 года) с упрощенной отделкой салона, минимальным стандартным оснащением и двигателем 1,5 л, 95 л.с. Более раннюю версию на платформе Corolla седьмого поколения (1992-1997 годы) выпускают на Тайване под маркой Tercel. Это откровенно "бюджетные" автомобили, но оттого не менее качественные: их нередко можно встретить на российских дорогах за Уралом. Tercel оснащают бензиновыми двигателями 1,3 л, 85 л.с. или 1,5 л, 94 л.с. На бразильском филиале Toyota выпускают Corolla седьмого поколения с кузовом седан (AE10), легкий рестайлинг которой был в 2001 году. Даже в базовом варианте модель неплохо оснащена: кондиционер, электропривод стеклоподъемников, центральный замок, стереосистема и многое другое. Двигатель предусмотрен один: бензиновый 1,8 л, мощностью 116 л.с. В Таиланде продолжается производство модели Soluna (модернизированная платформа AE10). Дизайн ее типичен для азиатских автомобилей конца 90-х годов, зауряден интерьер, хотя по сравнению с Tercel автомобиль смотрится более современно. Двигатель 1,5 л развивает 95 или 105 л.с. Возможна комплектация 4-ступенчатым "автоматом" вместо механической 5-ступенчатой КП.
На филиале в ЮАР выпускают пятидверный хэтчбек Tazz - модернизированный вариант Corolla седьмого поколения (платформа АЕ9, 1989 год), адаптированный к местным условиям: повышена прочность кузова, усилены рычаги подвесок, часть устанавливаемых двигателей оснащают карбюраторами. Выпускают и коммерческую версию Carry Panel Van. Кондиционер и противоугонная система входят в стандартное оснащение. Двигатели: 1,3 л (75 л.с., карбюратор), 1,6 л (107 л.с.), 1,8 л (115 л.с.) или современный 1,6-литровый с системой VVT-i мощностью 156 л.с. Седаны Corolla бразильского производства (платформа AE10), аналогичные собираемым в ЮАР, в 2001 году прошли косметический рестайлинг, затронувший и внешний дизайн, и интерьер. В Бразилии собирают только модификацию с двигателем 1,8 л, 116 л.с. В Японии выпускают компактные универсалы Sprinter Carib, созданные на платформе AE10. Несмотря на некоторые косметические изменения, в основе конструкции - та же модель образца 1992 года. Неприхотливый в обслуживании, надежный и экономичный Sprinter Carib в основном используют в грузопассажирском варианте или в качестве разъездного автомобиля для небольших фирм. Но есть и спортивная "заряженная" версия Rosso с кузовом от модели Corolla AE11, двигателем 1,5 л с пятью клапанами на цилиндр и системой TwinCam, развивающим 165 л.с. "Обычные" Carib оснащают более скромными моторами 1,5 л, 110 л.с. или 1,8 л, 120 л.с. Первым легковым гибридомобилем, выпускаемым серийно, стал в 1999-м седан Prius, спроектированный в рамках программы сертификации ULEV (сверхнизкая токсичность отработавших газов). На седане два двигателя: пятитактный бензиновый ДВС 1,5 л, мощностью 70 л.с. и электромотор мощностью 33 кВт. В штатных режимах движения (до 50 км/ч) основная нагрузка падает на электромотор, подзаряжаемый через генератор бензиновым двигателем, который в свою очередь вступает в действие при разгонах или движении в гору. Цена Prius всего $19 995, что намного ниже себестоимости. В среднем классе D концерн Toyota выпускает множество семейств автомобилей, рассчитанных на разные рынки сбыта. Для Европы предлагается модель Avensis, сменившая в 1997 году Carina E. Последний рестайлинг 2001 года прибавил внешности Avensis солидности: передние блок-фары теперь закрыты полностью прозрачным стеклом, исчезла черная окантовка круглых рефлекторов, фирменная эмблема стала больше и перекочевала на решетку радиатора. Интерьер сильно не меняли: появилась модная отделка "под алюминий" панели приборов, несколько изменена форма центральной консоли. Avensis выпускают в двух базовых комплектациях, различающихся по уровню оснащения: Linea Luna и Linea Sol. Для российского рынка предусмотрен специальный "северный пакет": усиленная подвеска, более емкий аккумулятор и обогрев нижней части ветрового стекла. Выбор типов кузова: пятидверный хэтчбек (Liftback), седан или универсал (Wagon). Конструкция Avensis типична для большинства "одноклассников": несущий кузов с передним подрамником, впереди стойки McPherson, сзади независимая подвеска на продольных и поперечных рычагах. По комфортабельности, плавности хода и управляемости Avensis является одним из лучших японских автомобилей этого класса. Гамма двигателей для России: 1,6 л с системой VVT-i мощностью 110 л.с. или 2,0-литровый мотор мощностью 150 л.с. На Avensis для Европы устанавливают также двигатель 1,8 л (129 л.с.) или 2,0-литровый турбодизель мощностью 110 л.с. с системой Common Rail. На внутреннем рынке Toyota предлагает модель Carina Sedan. Фактически это автомобиль образца 1997 года с несколько измененным в 1999 году кузовом и модернизированной ходовой частью. Базовая комплектация включает в себя только необходимый минимум, остальное нужно заказывать отдельно. На Carina устанавливают двигатели широкой гаммы: бензиновые 1,5 л (100 л.с.), 1,6-литровый, форсированный до 165 л.с. (версия GT), 1,8 л (115 л.с.), 2,0 л (135 л.с.), а также дизель 2,2 л мощностью 85 л.с. На этой же платформе выпускается более дорогая модификация Corona Premio с расширенным списком стандартного оборудования, улучшенной отделкой салона и более энергоемкой подвеской. Гамма двигателей для Premio: 1,6 л, 105 л.с.; 1,8 л, 115 л.с.; два 2,0-литровых мотора, развивающие 135 или 145 л.с. и 2,2-литровый турбодизель мощностью 94 л.с. Кроме Японии, Premio c несколько иным дизайном собирают в Таиланде и некоторых других странах Юго-Восточной Азии. В Японии модели подобного типоразмера не очень популярны, поэтому производство версии Carina Liftback, созданной на платформе Avensis для внутреннего рынка, свернули в 2000 году. Зато в производстве осталась модель Caldina с кузовом универсал, практически полностью повторяющая европейский вариант Avensis Wagon, за исключением передней и задней светотехники. Багажное отделение Caldina объемом 530 л можно дополнительно увеличить до 1000 л, если сложить второй ряд сидений. Пол багажника двойной: под верхней панелью есть вместительная ниша. Кроме того, задние сиденья можно сложить по частям в пропорции 60:40. На Caldina устанавливают те же двигатели, что и на остальные модели, созданные на платформе Corona/Carina, но 2,0-литровый двигатель с системой VVTL-i имеет мощность 190 л.с. Только для внутреннего рынка предназначены версии компактной спортивной модели Altessa (видоизмененный Lexus IS 200), дебютировавшей в 1998-м и признанной "Автомобилем 1999 года" в Японии. Агрессивный дизайн с классическими пропорциями заднеприводного спортивного автомобиля (короткий передний свес, длинный капот), безупречное качество сборки и отточенная управляемость - главные черты "японского BMW". Автомобиль оснащают 2,0-литровым двигателем R6 мощностью 160 л.с. и 2,0-литровым R4 c двумя степенями форсировки - 200 л.с. (только с 5-ступенчатым адаптивным "автоматом") и 210 л.с. (только с 6-ступенчатой механической КП). С середины 2001 года в Японии начались продажи модели Altessa Gita c кузовом универсал (аналог Lexus Sport Сross). Кроме базового мотора R6 2,0 л (160 л.с.), для Gita предлагается двигатель 3,0 R6 мощностью 210 л.с. Престижная модель Vista класса E1 (косметический рестайлинг в 2001 году) популярна у японских "белых воротничков": менеджеров среднего звена, банковских служащих, юристов - в первую очередь благодаря сочетанию достаточно лаконичного дизайна (статус владельца подчеркивают лишь хромированные тонкие молдинги и решетка радиатора) и выполненного по классическим американским канонам салона, который по заказу отделывают панелями из дерева ореха и натуральной высококачественной кожей. Передние сиденья выполнены в виде просторного американского "дивана", разделенного широким подлокотником, селектор управления автоматической трансмиссией вынесен на рулевую колонку. Vista стала одной из первых японских моделей с вынесенной в центр панели комбинацией приборов, что придает интерьеру своеобразный шарм. Кузов необычно высокий - высота Vista 1510 мм, что визуально несколько скрадывает немалые габариты. Кроме модификации с кузовом седан, предлагается универсал Vista Ardeo с наклонными задними стойками. Двигатель 1,8 л мощностью 136 л.с. устанавливают только на модификации с передним приводом, более мощные 2,0-литровые моторы мощностью 135 или 152 л.с. агрегатируют и с полноприводной трансмиссией, оснащенной центральным дифференциалом с вискомуфтой.
Самый популярный автомобиль марки Toyota на североамериканском рынке - переднеприводный седан Camry класса E1. В 2001 году на смену Camry, который выпускают с 1996 года, пришла совершенно новая модель пятого поколения. Дизайн нового Camry разработан в калифорнийской дизайн-студии Toyota и получился в итоге более "американским", чем модели предыдущего поколения, спроектированные европейскими дизайнерами. Обтекаемый акулообразный силуэт, понижающиеся линии капота и багажника, миндалевидной формы передняя светотехника резко контрастируют со строгим, почти чопорным дизайном Camry IV. Интерьер полностью соответствует внешнему дизайну: массивная панель приборов "от края до края" с интегрированной широкой центральной консолью, высокая "двойная" магнитола, широкий центральный подлокотник - все сделано по-американски, за исключением селектора АКП, размещенного на тоннеле трансмиссии, ведь новый Camry будут продавать и в Европе. Более широкая колесная база (2720 мм против 2670) позволила увеличить пространство для ног задних пассажиров. Стильный блок приборов со шкалами в виде пересекающихся секторов красив и информативен. В США Сamry предлагают в трех исполнениях: базовом LE с велюровой обивкой сидений, спортивном SE с кожаной отделкой и алюминиевыми накладками на центральной консоли и люкс-исполнении XLE. Двигатели - новый 2,4-литровый R4 мощностью 157 л.с. с механической 5-ступенчатой КП и модернизированный V6 3,0 л, развивающий 192 л.с. и агрегатированный с 4-ступенчатым адаптивным автоматом ECT-i. Версию Сamry для японского рынка (в продаже с осени 2001 года) пока оснащают только 2,4-литровым двигателем. В Европе до весны 2002 года будет продаваться Camry предыдущего, четвертого поколения. Модель зарекомендовала себя как удивительно качественный автомобиль: на протяжении 1990-х годов Camry не раз признавали одним из наиболее надежных автомобилей на североамериканском рынке. Настройки подвесок (впереди и сзади стойки McPherson на поперечных рычагах) и рулевого управления гарантируют выверенную точность реакций на управляющие действия водителя при отличной плавности хода. Пожалуй, единственными недостатками Toyota можно считать довольно тесный салон в задней части и сравнительно высокую цену. "Старый" Camry оснащают либо 2,2-литровым двигателем мощностью 131 л.с., либо 3,0-литровым V6 мощностью 190 л.с., механической 5-ступенчатой или автоматической 4-ступенчатой КП. Модель собирают в Таиланде, ЮАР и Австралии. На заводе в Кембридже (Канада) с 1998 года собираются купе Camry Solara и кабриолеты Camry Solara Convertible с трехслойным мягким верхом, спроектированные на платформе Camry четвертого поколения. Характерные черты Solara: клиновидный силуэт кузова с приподнятой линией багажника, узкие, чуть раскосые вытянутые блок-фары и окантованная хромом пятиугольная решетка радиатора. Характеристики подвесок несколько более жесткие для обеспечения лучших параметров управляемости. Solara является самым большим автомобилем в модельном ряду Camry - длина 4800 мм. Двухцветный салон роскошнее, чем у обычного Camry: можно заказать отделку кожей и панелями из алюминия либо дерева. Базовый двигатель - 2,4-литровый R4 мощностью 157 л.с., для кабриолета предусмотрен и 3,0-литровый V6 (198 л.с.). Люкс-седан Avalon второго поколения (в Японии с 2001 года продается под маркой Pronard) дебютировал в Чикаго в 2000 году. В основе конструкции - платформа Camry последнего, пятого поколения. Модель производят на заводе в Джорджтауне, штат Кентукки, США. Элегантный дизайн выполнен в модном сейчас граненом стиле; очень красивы фары с изогнутой верхней линией. На Avalon установлена новая двухрычажная задняя подвеска со стабилизатором поперечной устойчивости, элементы которой закреплены на усиленном заднем подрамнике. Предусмотрен только один двигатель: 3,0-литровый V6 мощностью 210 л.с. На австралийском филиале Toyota для внутреннего рынка продолжается производство Avalon первого поколения с 3,0-литровым V6 мощностью 197 л.с. и автоматической 4-ступенчатой КП. В 2001 году на японском рынке дебютировал спроектированный на платформе нового Camry переднеприводный седан Windom. Как и у прежней модели, у Windom есть "двойник" в семействе Lexus - ES300, который продается в США. Модель несколько больше Camry, хотя базу оставили старую - 2720 мм. Особенности дизайна нового Windom - крупные, вытянутые вдоль крыльев передние блок-фары с круглыми рефлекторами светотехники, понижающаяся линия багажника, узкие задние стоп-сигналы и объединенный с рельефным капотом передний бампер. По заказу устанавливают систему динамической стабилизации ESP и подвеску с изменяемой жесткостью амортизаторов. Отделка натуральной кожей и панелями из дерева входит в стандартную комплектацию. Двигатель новейший - 3,0-литровый V6 с системой VVT-i мощностью 215 л.с. Для японского рынка с осени 1998 года Toyota производит седан Progres класса D2 с задним приводом, созданный на укороченной платформе Crown. Автомобиль позиционируется как компактный представительский седан, что объясняет и весьма необычную внешность, сочетающую ретро-мотивы автомобилей 70-х годов с архитектурой, характерной для Mercedes-Benz E предыдущего поколения. В отличие от сложной многорычажной задней подвески Crown, на Progres - стойки McPherson с изменяемой электроникой степенью демпфирования амортизаторов, что обеспечивает хорошую плавность хода. Двигатели: 2,5 л R6 мощностью 200 л.с. или 3,0 л, 210 л.с. В мае 2001 года в Японии дебютировал новый люксовый заднеприводный седан Brevis класса D2, созданный на платформе Progres. Длина его 4550 мм (всего на 50 мм больше, чем у Progres), но модель позиционируется как более престижная по причине очень богатой стандартной комплектации, включая отделку салона кожей и панелями из дерева или "под мрамор". Своеобразный дизайн Brevis выполнен в новом для люксовых моделей Toyota стиле: обтекаемый массивный кузов с высоким капотом и багажником, широкая хромированная решетка радиатора и элегантные каплевидные фары с ксеноновой светотехникой. Для Brevis предусмотрены два двигателя: 2,5-литровый R6 мощностью 200 л.с. и 3,0-литровый V6, развивающий 220 л.с. Дебютировавшие в 2001 году спортивные заднеприводные и полноприводные седаны Mark II пятого поколения класса E2 выполнены в более европейском ключе и нацелены напрямую конкурировать с моделями Mercedes и BMW, пользующимися все большей популярностью в Японии. Есть даже элементы прямого заимствования: контур дверей, профиль задней стойки и сопряжение ее с крышкой багажника, задние фонари - все это напоминает различные модели Mercedes, однако в целом дизайн удачный. Полноприводную версию оснащают межосевым дифференциалом с вискомуфтой и фиксированным распределением крутящего момента (50:50). Для Mark II предусмотрены бензиновые двигатели R6: 2,0 л (160 л.с.) или 2,5 л - 200 или 280 л.с. в варианте с турбонаддувом, агрегатированные исключительно с автоматической 4-ступенчатой КП. Как опция предлагается 6-дюймовый цветной монитор, встраиваемый в центральную консоль. В производстве пока остается Mark II Wagon Qualis предыдущего поколения, который заменят через год. Qualis по заказу оснащают системой поддержания постоянного дорожного просвета и изменения жесткости амортизаторов. Агрегатированный с 4-ступенчатой автоматической КП 3,0-литровый R6 развивает 220 л.с. Еще одна новая модель на платформе нового Mark II: среднеразмерный седан классической компоновки Verossa. Кузов весьма оригинальный, в футуристическом дизайне есть некоторые мотивы модели Lancia Thesis: например, передняя ромбовидная светотехника, заходящая на выступающие крылья и рельефный капот. Весьма эффектны дугообразные подштамповки на крыльях. Салон из темного пластика и кожи украшают стильные элементы из хромированной стали и алюминия. Подвески - двухрычажная передняя и многорычажняя задняя с электронным контролем жесткости амортизаторов. Модель оснащают двигателями R6: 2,0 л (160 л.с.), 2,5 л (200 л.с.) или 2,5 л с турбонаддувом высокого давления (280 л.с.)Семейство заднеприводных седанов и универсалов культовой в Японии марки Crown выпускают уже более 40 лет. В 2001 году Toyota провела модернизацию практически всего модельного ряда десятого (с 1995 года) семейства Crown. Наиболее доступны по цене модели Crown Saloon и более утилитарный Taxi. Несмотря на безнадежно устаревший дизайн (собственно, и в момент дебюта стиль Crown был весьма консервативным), автомобили пользуются неплохим спросом среди покупателей старшего поколения. Двигатель - R6 2,0 л мощностью 135 л.с. Для более молодых (или более состоятельных) клиентов Toyota предлагает новое, 11-е по счету поколение седанов и универсалов спортивного направления Crown Athlete (c 2000 года) и Crown Athlete Estate (с 2001 года), оснащенных автоматической адаптивной 4-ступенчатой КП, системой динамической стабилизации ESP и более "жесткой" подвеской. Модели Crown Royal в 2001 году подверглись косметическому фэйслифтингу в стиле престижных Majesta: изменили обводы бамперов, блок-фары, форму решетки радиатора. С 2000 года предлагается рестайлинговая модель представительского класса Crown Majesta в максимально полной базовой комплектации, с кузовом хардтоп, отделкой натуральной жатой кожей или алькантарой, панелями из дерева ореха, полным электропакетом и др. Модели семейства Crown оснащают теми же двигателями R6, что и Cresta/Mark II: 2,0 л (160 л.с.), 2,5 л (200 или 280 л.с. с турбонаддувом) или 3,0 л (220 л.с.). Топ-модель Crown Majesta в самой дорогой версии A оснащают 4,0-литровым V8 мощностью 280 л.с. Автомобиль среднего класса Origin - стилистическая копия первой модели Crown образца 1955 года - спроектировали в честь юбилея: выпуска 100-миллионного автомобиля марки. Премьера прошла на автосалоне в Токио осенью 1999 года. В основе конструкции - платформа Crown последнего поколения. Origin оснащают 3,0-литровым R6, развивающим 220 л.с., и автоматической 4-ступенчатой КП.
Автомобили под маркой Lexus в Японии не продают, поэтому знаменитые в США модели Lexus GS300/ 430 и LS430 продают под марками Aristo и Celsior. За исключением некоторых косметических изменений, "правого руля" и списка опций для базовой комплектации, эти заднеприводные модели полностью соответствуют американским аналогам, к тому же выпускают их на одном заводе в Японии. Седан Aristo оснащают 3,0-литровым R6 мощностью 220 л.с., автоматической 4-ступенчатой КП, по заказу - дифференциалом Торсена в заднем мосту. Подвеска всех колес полностью независимая, впереди двухрычажная, сзади многорычажная с переменной жесткостью амортизаторов. Можно заказать вариант с новым 4,3-литровым двигателем V8 сниженной до 280 л.с. мощности (по японским законам максимальная мощность двигателей для легковых автомобилей ограничена этим пределом). Тем же двигателем оснащают седан представительского класса Celsior, отличительные черты которого - устанавливаемая по заказу пневматическая задняя подвеска и ксеноновая светотехника. Единственный автомобиль японского производства с 12-цилиндровым двигателем - консервативный седан представительского класса Century. В 1997 году модель с технической точки зрения была полностью переработана: ходовую часть с многорычажной задней подвеской поставили от Celsior предыдущего поколения, пневмоэлементы в передней двухрычажной подвеске. Дизайн кузова остался практически неизменным с момента премьеры автомобиля в 1967 (!) году. Кроме седанов, для правительства и лично японского премьер-министра выпускают длиннобазный лимузин в количестве несколько автомобилей в год, а также открытые версии для парадов. Естественно, что автомобиль класса Rolls-Royce оснащен всеми мыслимыми аксессуарами моделей представительского класса, включая электропривод регулировки задних сидений, полный набор средств мобильной и спутниковой связи. Автомобиль оснащают двигателем 5,0-литровым V12 мощностью 280 л.с. с колоссальным максимальным крутящим моментом - 481 Н•м.Спортивные автомобили Toyota снискали славу на раллийных трассах - заводская команда неоднократно выигрывала первенство мира и в зачете марок, и в личном зачете. Самая компактная модель этого класса MR2 Spyder (в Японии - MR-S) - компактный заднеприводный родстер, третье поколение которого дебютировало в 1997-м в Токио. Самое короткое и четкое определение MR2 - генератор адреналина! Низкий центр тяжести, расставленные по углам кузова большие (относительно габаритных размеров) 15-дюймовые низкопрофильные колеса, короткоходная "жесткая" подвеска классического спортивного типа (впереди и сзади стойки МcPhercon на двойных поперечных рычагах) и, самое главное, заднемоторная компоновка - все это позволяет отнести MR2 к немногочисленному перечню настоящих спортивных машин. Поперечно расположенный над задней осью двигатель от Corolla объемом 1,8 л c системой VVT-i развивает 140 л.с., поэтому по динамике японскому малышу далеко до Porsche и прочих "сильных мира сего" - максимальная скорость 210 км/ч, разгон от 0 до 100 км/ч - за 7,4 с, но для подобных машин это не столь важно. Одним из самых стильных автомобилей Toyota последнего времени стало новое, пятое поколение купе Celica, дебютировавшее во Франкфурте в 1999 году. Дизайн купе разработан в калифорнийской дизайн-студии Toyota и решен в стиле Cutting Edge ("острая грань"). Весьма эффектны заходящие на капот узкие треугольные элементы передней светотехники и элегантная, словно выточенная резцом корма. Поперечно расположенный 1,8-литровый R4 с системой VVT-i развивает 145 л.с. (GT), с системой последнего поколения VVTL-i (с изменением высоты подъема клапанов) - 180 л.с. (GT-S). Кроме того, с 2002 года предлагается новая модификация Action с передним бампером, более агрессивным на вид, и поднятым на пилонах регулируемым задним антикрылом.Уже ветераном можно считать купе классической компоновки Supra - с момента дебюта последнего, четвертого поколения прошло 9 лет, однако благодаря отличным ходовым качествам и уровню сборки модель до сих пор неплохо продается и в Японии, и в США. Салон выполнен по схеме 2+2 и отделан натуральной кожей и панелями "под карбон". Оригинальная массивная панель приборов словно охватывает водителя, отделяя его от остального салона, как пилота в кокпите гоночного автомобиля, высоким тоннелем пола и массивным подлокотником двери. "Бублик" рулевого колеса обшит кожей, как и рукоятка короткого "джойстика" переключения передач. Подвеска на двойных поперечных рычагах весьма "жесткая", как и подобает настоящему спортивному купе. Автомобиль оснащают продольно расположенным R6 рабочим объемом 3,0 л. Версии для японского рынка: атмосферный вариант - 225 л.с.; с двумя турбонагнетателями типа Garret - 280 л.с., в США предлагается форсированный турбодвигатель мощностью 330 л.с.Венчает гамму шикарное купе-кабриолет Soarer второго поколения (аналог Lexus CS430), его выпускают с весны 2001 года. Дизайн выполнен в европейском дизайн-центре в Брюсселе (шеф-дизайнер проекта Сотирос Ковас): акулообразный силуэт, миндалевидные блок-фары и понижающаяся линия багажника. Главная особенность конструкции кузова - складной жесткий верх из алюминия, убирающийся в багажное отделение с помощью электропривода за 20 с. Заднеприводное купе оснащают 4,3-литровым двигателем V8 мощностью 280 л.с. По заказу устанавливают пневмоподвеску с электронной регулировкой жесткости от представительского седана LS430. Не менее обширна и гамма микро- и мини-вэнов, фургонов а также универсалов повышенной вместимости, производимых концерном Toyota в самой Японии и на многочисленных филиалах. С 2001 года на одном заводе концерна параллельно с моделью-двойником Daihatsu Atrai производится и субкомпактный мини-вэн Sparky с несколько подретушированным дизайном передней части, измененным салоном, более богатой базовой комплектацией и др. Грузоподъемность Sparky в версии с задним приводом от 350 до 450 кг в зависимости от числа пассажиров. Продаются 7-местные варианты и люкс-версии, рассчитанные на пятерых. Автоматическая КП - "стандарт". Sparky оснащают 1,0-литровым двигателем мощностью 90 л.с. Авангардный bB производят и в виде более утилитарного по сравнению с пикапом компактного мини-вэна (или фургона). Кроме базовой модели с практичной серой обивкой сидений и отделкой недорогим пластиком, выпускают и рассчитанную на состоятельную молодежь модификацию Crystal с салоном улучшенной комплектации. Двигатели: 1,3 л, 88 л.с., 1,5 л, 105 или 110 л.с. (версия AWD). Несколько больше по размерам компактный мини-вэн Raum, созданный на усиленной платформе Tercel (дебют в 1997 году). Модель габаритными размерами 4045x1685x1550 мм отличают достаточно просторный трансформируемый салон, сдвижные боковые задние двери, большое грузовое отделение. Кроме переднеприводной, предлагается и версия с полным приводом с межосевой вискомуфтой. Двигатель 1,5 л, агрегатированный с 4-ступенчатой автоматической трансмиссией с овердрайвом, в версии с передним приводом развивает 94 л.с., с полным приводом - 91 л.с.
В 2001 году был представлен новый компактный мини-вэн Corolla Spacio/Verso (платформа E12). Дизайн радикально изменен по сравнению со Spacio предыдущего поколения: элегантные, даже чувственные формы, огромные вертикальные блок-фары каплевидной формы, ломаная поясная линия, обратный наклон задних стоек. Большое внимание уделено жесткости и прочности кузова: базовая платформа усилена, элементы подвесок крепятся на передний и задний подрамники. Полноприводные модификации продают только в Японии и на европейский рынок поставлять не будут. Spacio оснащают либо 1,5-литровым мотором мощностью 110 л.с., либо 1,8-литровым мощностью 136 л.с. Компактный "спортивный" универсал повышенной вместимости Opa (премьера на Токийском автосалоне 1999 года) отличают малая габаритная высота (1525 мм), агрессивно-граненый стиль экстерьера с обратным наклоном задних стоек и практически вертикальная задняя дверь. Центральное (в буквальном смысле) место в салоне занимает массивная консоль, на которой сосредоточены практически все органы управления. В стандартное оснащение входит отделка шерстяной тканью, можно заказать и велюровый салон. На версии с полным приводом дорожный просвет увеличен до 160 мм. На Opa устанавливают двигатели R4 рабочим объемом 1,8 л (136 л.с. или 125 л.с., AWD) и 2,0 л (152 л.с.). Мини-вэн среднего класса Nadia, спроектированный на укороченной платформе Picnic/Ipsum, в 2001 году претерпел легкий косметический рестайлинг: несколько изменили обводы бамперов, форму передних фар и некоторые элементы оформленного двухцветным пластиком салона. Панель приборов Nadia своеобразная - трапецеидальная, отделана в комплектациях люкс "под дерево" и алюминием, центральную консоль венчает блок приборов, перед водителем находится лишь блок контрольных ламп и индикатор включенной передачи. По заказу в средней части консоли устанавливают 7-дюймовый жидкокристаллический монитор. Nadia оснащают 2,0-литровым двигателем R4, развивающим в версии FWD 152 л.с., в полноприводном варианте - 137 л.с. Люксовая версия Gaia создана на базе снятого с производства Picnic и уже в базовом оснащении бензиновой версии имеет велюровый салон (по заказу - отделка кожей), полный электропакет, климат-контроль, отдельно можно заказать двухцветное оформление интерьера и отделку центральной консоли и обода рулевого колеса пластиком "под дерево". Интерьера дизельной версии более утилитарен. Возможности трансформации 6-местного салона широкие, при необходимости кресла можно демонтировать. Гамма двигателей: 2,0-литровый R4 мощностью 152 л.с. или турбодизель 2,2 л, 94 л.с. Полноприводную версию GF оснащают дефорсированным до 135 л.с. 2,0-литровым мотором. С 2001 года модель Picnic снята с производства в Японии: вместо нее начинается выпуск нового поколения среднеразмерных мини-вэнов Ipsum (в Европе - Avensis Verso). Новый Ipsum создан на увеличенной платформе Avensis. Модель стала больше (4650x1760x1660 против 4530x1695x1660 мм), что в сочетании с увеличением колесной базы до 2855 мм позволило предоставить больше пространства для пассажиров второго и третьего рядов. Дизайн выполнен в новом корпоративном стиле мини-вэнов Toyota: покатый капот, заходящие на крылья крупные блок-фары, обратный наклон задней стойки. Элегантная, со вкусом выполненная отделка панелями "под дерево" и кожей в кремовом и светло-сером цветовых сочетаниях предусмотрена для заказных комплектаций. Селектор управления автоматической 4-ступенчатой КП расположен по-американски, на рулевой колонке. Ipsum оснащают 2,4-литровым R6 мощностью 160 л.с. Грузопассажирские полукапотные мини-вэны Town Ace Noah последнего поколения выпускают с 1996 года. В 1999-м провели небольшой рестайлинг, коснувшийся в первую очередь передней части: новые передний бампер, светотехника, изменена решетка радиатора. На крыше установлены мощные релинги для дополнительного верхнего багажника. В более дорогих версиях Limo 8-местный салон отделывают кожей и панелями "под дерево". Выпускается также люксовая модификация Lite Ace Noah с более широким списком стандартного оборудования. На мини-вэны Noah устанавливают 2,0-литровый бензиновый двигатель мощностью 130 л.с. или 2,2-литровый дизель мощностью 94 л.с. Максимальный объем багажного отделения при демонтированных сиденьях второго и третьего рядов - 4,2 м3. В США на заводе в Джорджтауне, штат Кентукки, с 1996 года собирают среднеразмерные переднеприводные мини-вэны Sienna, созданные на платформе Camry/ Avalon предыдущего поколения. В 2000 году был проведен косметический фэйслифтинг: изменены обводы бамперов, светотехника, панель приборов, сиденья стали более удобными. Автомобиль несколько лет подряд признавался "Лучшим мини-вэном США" по данным агенства J. D. Power. Достоинства Sienna - отличное качество сборки, просторный салон и низкие эксплуатационные расходы. Двигатель только один - 3,0-литровый V6 мощностью 210 л.с. Полноразмерные мини-вэны Previa (в Японии - Estima, в Австралии - Tarago) второго поколения дебютировали в Женеве#2000. Дизайн Estima (как, собственно, и предыдущей версии) авангардный: клиновидный однообъемный силуэт, узкие каплевидные фары, визуально объединенные с "улыбающейся" решеткой радиатора, эффектные боковые подштамповки. На Previa/Estima устанавливают 2,4-литровый двигатель мощностью 156 л.с. или 3,0-литровый V6 мощностью 220 л.с. В зависимости от планировки салон вмещает от 5 до 8 человек. Даже на фоне весьма необычных салонов других мини-вэнов марки интерьер вызывающе оригинален. Семейство грузопассажирских фургонов и микроавтобусов Hiace вагонной компоновки образца 1989 года (платформа H12), косметический рестайлинг которых был в 1997 году, по-прежнему производят в Японии только для внутреннего рынка с двумя вариантами компоновки салона - на 7 или 8 человек. Двигатель для Hiace - 2,5-литровый бензиновый мощностью 120 л.с. или 3,0-литровый турбодизель, развивающий 130 л.с. Несмотря на солидный возраст, Hiace пользуется неплохим спросом благодаря невысокой цене, отличному качеству сборки, низким эксплуатационным расходам и широким возможностям трансформации салона.Заднеприводные модели Grand Hiace/Granvia/Touring Hiace (версия "люкс" для внутреннего рынка - Regius) относятся к категории популярных в Японии "корпоративных" вэнов: большие габаритные размеры (4790x1800x1965 мм), длинная база (2985 мм) позволяют с максимальным комфортом разместить до 8 пассажиров. Выпускается множество спецмодификаций для VIP-персон, оснащенных, помимо обычного оборудования седанов бизнес-класса, мини-баром, дополнительным кондиционером, перегородкой в салоне, превращающей мини-вэн в своеобразный лимузин, и многим другим в зависимости от пожеланий клиента. Можно заказать отделку салона кожей или алькантарой (на Regius - стандарт) и панелями из дерева. Модели оснащают 3,4-литровым бензиновым двигателем мощностью 180 л.с. или 140-сильным турбозизелем 3,0 л. На платформе Granvia выпускается утилитарная версия Hiace (платформа H17, рестайлинг в 1999 году) для рынков Европы и стран Тихоокеанского региона с иным оформлением передней части. Кроме микроавтобусов, продаются версии Panel Van (модификации LWB и SWB). Двигатель: 2,4-литровый турбодизель мощностью 94 л.с., а для азиатских рынков, Австралии и Южной Африки - бензиновый 2,7 л, мощностью 143 л.с. В Сингапуре продолжается производство Hiace предыдущего поколения (образца 1992 года) с бензиновым двигателем R4 2,5 л мощностью 120 л.с. или турбодизелем 3,0 л, 90 л.с. Филиал Toyota в ЮАР выпускает для внутреннего и некоторых африканских рынков недорогую модель Hiace третьего поколения H5 образца 1985 года с бензиновым двигателем 2,2 л, 102 л.с.
На некоторых филиалах концерна в Юго-Восточной Азии и ЮАР производят утилитарные грузопассажирские модели капотных вэнов-универсалов. Примером подобного автомобиля может служить универсал-фургон классической компоновки Stallion с цельнометаллическим кузовом, который выпускают в ЮАР с 1989 года. Рамная конструкция, торсионная независимая подвеска и жесткий задний мост на рессорах сзади - таков Stallion грузоподъемностью 857 кг. Мощность 1,8-литрового двигателя 88 л.с. Сходные по конструкции пассажирские задне- и полноприводные универсалы производят филиалы Toyota в ЮАР (Condor), Малайзии (Unser), на Филиппинах (Tomorrow Revo) и на Тайване (Zace). Популярность подобных автомобилей обусловлена рядом факторов: во-первых, "настоящие" внедорожники Toyota - весьма дорогие автомобили для рынков стран третьего мира; во-вторых, часто такие машины рамной конструкции с зависимой задней подвеской на рессорах вместо пикапов и фургонов используют небольшие предприятия или магазины. Модели Condor и Zace (модификация VX) выпускают и в более дорогих исполнениях с двухцветной окраской кузова, пластиковой обвеской нижнего периметра и богатым стандартным оборудованием. Гамма бензиновых двигателей: 1,8 л, 83 л.с. (Unser) или 94 л.с.; 2,0 л, 105 л.с.; 2,4 л, 115 л.с., а также дизели: R4 3,0 л, 90 л.с. (Condor) или R4 2,4 л, 86 л.с. (Revo). Ряд внедорожных моделей Toyota открывает первый в истории фирмы новый компактный crossover Matrix, созданный совместно с концерном General Motors на платформе Сorolla последнего поколения. Производство развернут на совместном предприятии NUMMI в Калифорнии. Дизайн японской модели разработан в калифорнийской студии Toyota в Ньюпорт-Бич. Внешне Matrix отличают визуально объединенное со стойками остекление боковин и задней части, развитый "мускулистый" передний бампер и воздухозаборники для охлаждения передних тормозов. Модель будет стоить несколько дороже аналогичной модели Pontiac Vibe за счет более широкого списка стандартного оборудования. В интерьере широко использован алюминий, придающий салону технократичный вид. Matrix оснастят или 2,0-литровым двигателем мощностью 130 л.с., или 180-сильным от купе Celica GT-S. В Японии только для внутреннего рынка с весны 1999 года выпускают субкомпактный внедорожник Cami - двойник Daihatsu Terios. Несмотря на несерьезный внешний вид, Cami является полноценным внедорожником. Особенности конструкции: прочный несущий кузов с передним подрамником, передняя подвеска типа McPherson, жесткий задний мост на пружинах с тягой Панара. Салон по заказу отделывают пластиком "под алюминий" или в один цвет с кузовом (модификация Aero Version). Для Сami предусмотрены переднеприводные модификации и версии с постоянным полным приводом и межосевым дифференциалом. Поперечно расположенный двигатель 1,3 л развивает мощность 90 л.с. либо 140 л.с. с турбонаддувом. В 2000 году начались продажи второго поколения компактных "паркетных" внедорожников RAV4. В новом RAV4 дизайнерам удалось избежать "игрушечности" образа, свойственной модели первого поколения, вследствие чего автомобиль заработал устойчивый ярлык дамского автомобиля (по крайней мере, в России). Современная оптика сложной формы, массивный, но элегантный передний бампер в сочетании с четко прочерченными гранями кузова создали новый образ RAV4, симпатичный и напористый. Пятидверную версию разрабатывали одновременно с короткобазной трехдверной (база увеличена на 80, длина - на 90 мм), поэтому все упомянутые особенности экстерьера относятся и к ней. Внешне их легко отличить по задней стойке: на трехдверной модификации стойка визуально объединена с остеклением. Стильный интерьер, в отделке которого использованы материалы "под алюминий", увеличен по длине и по ширине. Подвеска полностью независимая, со стабилизаторами поперечной устойчивости, впереди типа McPherson, сзади - многорычажная, что значительно улучшило управляемость. На версии с полным приводом установлена вискомуфта в качестве межосевого дифференциала. По заказу задний мост оснащают самоблокирующимся дифференциалом типа Torsen, что улучшает распределение крутящего момента при резком ускорении и на высокой скорости. На выбор предлагаются два двигателя: 1,8 л, 125 л.с. или 2,0 л, 152 л.с. (150 л.с. - для Европы и США). На российском рынке продаются только RAV4 с 2,0-литровым мотором. В некоторых странах Юго-Восточной Азии продолжается производство модели RAV4 первого поколения с двигателем 2,0 л, 128 л.с. Двойник популярного в России внедорожника Lexus RX300 под маркой Toyota Harrier продается только на японском рынке. Впервые модель в качестве прототипа представили на Мотор-шоу в Токио в 1997 году, а спустя несколько месяцев началось серийное производство. Оригинальный клиновидный силуэт с большим наклоном передних и задних стоек, изящная центральная стойка и оригинальная задняя светотехника в год дебюта производили сильное впечатление: Harrier казался пришельцем из будущего. На автомобиле с несущим кузовом с передним и задним подрамниками подвески независимые типа McPherson. Помимо стандартных модификаций, выпускают спецкоплектации в измененным дизайном интерьера и экстерьера. На Harrier устанавливают 2,4-литровый R4 мощностью 160 л.с. или V6 3,0 л, 220 л.с.Дебютировавший в 2000 году более крупный среднеразмерный внедорожник Highlander (в Японии - Kluger V) создан на той же платформе, что и Harrier: в конструкции использованы некоторые элементы мини-вэна Sienna, в частности усиленное дополнительными лонжеронами основание кузова, передний и задний подрамники, принципиальная схема подвесок. Более комфортабельная длинноходная подвеска улучшила и без того отличную плавность хода Harrier, но при этом возросли крены кузова в поворотах. Салон оформлен кожей и панелями из дерева. Модель производят и с передним, и с постоянным полным приводом с симметричным межосевым дифференциалом, частично блокируемым с помощью вискомуфты при пробуксовке одной из осей, а роль межколесных блокировок дифференциалов берет на себя антипробуксовочная система VSC. На Highlander устанавливают 2,4-литровый R4 мощностью 155 л.с. или V6 3,0 л, 220 л.с.
С 1995 года для рынков США и Японии производится среднеразмерный SUV 4Runner, спроектированный на платформе пикапов Hilux. В Японии модель продают как Hilux Surf. Характерный дизайн 4Runner cо сравнительно низким кузовом, плоским капотом, огромным дорожным просветом и большими 16-дюймовыми колесами не перепутаешь ни с каким другим внедорожником в мире. В основе конструкции - мощная лонжеронная рама, на которой закреплены элементы передней независимой подвески на двойных рычагах и четырехрычажной зависимой задней. Предусмотрены заднеприводная (2WD) и полноприводная (4WD) версии, на которые устанавливают только тяговитый 3,4-литровый 24-клапанный бензиновый V6 мощностью 183 л.с., агрегатированный с 4-ступенчатым "автоматом". С 2000 года на 4Runner устанавливают антипробуксовочную систему VSC, систему контроля тяги TRAC и АБС с системой распределения тормозного усилия EBD. В Японии и на некоторых филиалах в Азии продолжается выпуск устаревших по конструкции, но оттого не менее надежных и неприхотливых в обслуживании рамных внедорожников Land Cruiser серии 70. Последняя модернизация модели была в 1988 году. Land Cruiser 70 выпускают в разнообразных исполнениях: трех- и пятидверный универсал, фаэтон и пикап Land Cruiser Pick Up с одинарной или "двойной" кабиной. "Семидесятый" оснащают вихрекамерным дизелем 4,0 л, 130 л.с. Конструкция подвесок, что называется, неубиваемая: жесткие мосты впереди на пружинах и сзади на рессорах с тягой Панара. На бразильском филиале Toyota производят подлинный раритет: модель Land Сruiser второго поколения серии 40/50 (образца 1954 года) под маркой Bandeirante. Варианты кузовов: фаэтон с брезентовым тентом, трех- и пятидверный универсал, пикап с одинарной и "двойной" кабиной. Предусмотрено три варианта колесной базы. Длинноходная рессорная подвеска с жесткими мостами впереди и сзади в сочетании с блокировками межколесных и межосевого дифференциалов позволяют Bandeirante штурмовать практически любое бездорожье. На автомобиль устанавливают 3,9-литровый дизель мощностью 97 или 102 л.с. Для рынков, где 4Runner официально не продается (в частности, для Европы, России, Центральной Азии и стран Ближнего Востока, а также для Японии), предназначена модель Land Cruiser Prado/Colorado серии 90, дебютировавшая в 1996 году с кузовами двух типов: трех- и пятидверный универсал. Последний рестайлинг в 2000 году придал внешности Prado более современные черты - изменены обводы переднего и заднего бамперов со встроенными противотуманными фарами, решетка радиатора, передняя светотехника. Салон более тесный по ширине по сравнению с VX100. В перечень опций входят отделанный кожей салон, электроприводы сидений, зеркал и антенны магнитолы, подогрев передних сидений, круиз-контроль и CD-проигрыватель. На Prado применяются полноприводные трансмиссии двух типов: с постоянным полным приводом с блокируемым межосевым дифференциалом либо (для рынка Японии) с отключаемым передним мостом, но без межосевого дифференциала. Задний мост в комплектации для российского рынка оснащают принудительной блокировкой дифференциала заднего моста. Передняя подвеска независимая пружинно-рычажная на двойных поперечных рычагах, задняя - зависимая пружинная. Prado оснащают бензиновыми двигателями 3,4 л мощностью 185 л.с., 2,7 л (150 л.с.) или 3,0-литровым турбодизелем, развивающим 170 л.с. В Колумбии на предприятии Sofasa продолжается сборка из машинокомплектов модели Burbuja, представляющей собой Land Cruiser предыдущего поколения серии 80) c двумя вариантами оснащения: базовым и VX. На колумбийский Land Cruiser устанавливают рядный 6-цилиндровый бензиновый двигатель мощностью 215 л.с., агрегатированный с автоматической 4-ступенчатой КП. Подвеска "90-го" - зависимая впереди и сзади на пружинах и продольных рычагах, сзади с тягой Панара. В 2001 году легендарная марка Land Cruiser отмечает юбилей: 50 лет назад был представлен легкий армейский автомобиль серии BJ, ставший родоначальником марки. В честь юбилея изготовили ограниченной партией топ-модель Land Cruiser VX100 50-th Anniversary c именными табличками на порогах, юбилейными шильдиками и золоченой эмблемой. Дизайн последнего поколения Land Cruiser можно смело признать одним из наиболее удачных среди конкурентов. Модель выпускают в двух исполнениях: утилитарный вариант Van с упрощенной отделкой интерьера и 4,2-литровым турбодизелем V6 мощностью 131 или 160 л.с. с турбонаддувом (версия для Японии - 205 л.с.) и люксовый Wagon c V8 4,7 л, 235 л.с. Салон бензиновой модификации по заказу отделывают кожей и панелями из орехового дерева, в штатную комплектацию входят климат-контроль, электропакет и другие атрибуты автомобиля высокого класса. Кузов установлен на прочной лонжеронной раме замкнутого профиля, впереди независимая торсионная подвеска, сзади - неразрезной мост на пружинах. Можно заказать пневмоподвеску заднего моста с регулируемой жесткостью. Только для Японии выпускается версия Land Cruiser Cygnus - двойник модели Lexus LX470 c салоном, отделанным кожей особой выделки, всеми опциями в базовой комплектации и пневмоподвеской. Специально для североамериканского рынка концерн Toyota подготовил подготовил полноразмерный внедорожник Sequoia, созданный на платформе пикапов Tundra. Размеры Sequoia больше, чем Land Cruiser 100 (база на 150, длина на 290 мм), но формально модель занимает более низкую ступень в фирменной иерархии, так как проще по конструкции и дешевле. На фоне конкурентов полноразмерные Sequoia выделяются не столько дизайном, сколько приемистым двигателем V8 4,7 л, 230 л.с. современной конструкции, тщательно продуманной эргономикой и традиционным для японцев высочайшим качеством сборки и отделки салона. В 1995 году был представлен громадный внедорожник Mega Cruiser, созданный по заказу сил самообороны Японии. Конструкция Mega Cruiser во многом сходна с американским "братом по оружию" Hummer: трансмиссия с принудительной блокировкой всех дифференциалов и колесными редукторами, лонжеронная рама, независимая рычажно-торсионная подвеска всех колес, смещенный к середине базы продольно расположенный силовой агрегат. Для обеспечения лучшей маневренности все колеса Mega Cruiser сделаны управляемыми, практически полное отсутствие свесов позволяет штурмовать вертикальные стены высотой до 500 мм. Четырехцилиндровый дизель 4,0 л развивает 155 л.с., максимальный крутящий момент 390 НTм. Армейская версия оснащена кузовом типа пикап-фаэтон, гражданская - универсал. Большой модельный ряд пикапов Toyota открывает модель Hilux, которую выпускают на многочисленных филиалах концерна в странах Юго-Восточной Азии и Латинской Америки, а также в ЮАР. В Японии, Индонезии, Малайзии, Колумбии и Бразилии для местных рынков, а также для Европы производятся задне- и полноприводные модели пятого поколения грузоподъемностью от 657 до 770 кг с кабинами Regular Cab и Double Cab, оснащаемые 2,5-литровым бензиновым двигателем мощностью 140 л.с. или 3,0-литровым 4-цилиндровым дизелем мощностью 88 л.с. и механической 5-ступенчатой коробкой передач. Выпускаемые на бразильском и уругвайском заводах Toyota пикапы Hilux в 2001 году претерпели рестайлинг в стиле нового поколения Tacoma. С 1999 года выпускают последнее, шестое, поколение пикапов Hilux. Модернизация коснулась в основном внешнего вида, а конструкция, ставшая классической для легких коммерческих автомобилей, осталась неизменной: лонжеронная рама, независимая передняя подвеска на продольных рычагах и торсионах, жесткий задний мост по традиции оснащен рессорами. Гамма двигателей японской версии: бензиновые R4 2,0 л, 110 л.с. и 2,7 л, 145 л.с., а также дизель 3,0 л, развивающий 91 л.с. В 2000 году для североамериканского рынка, где модель носит название Tacoma, провели небольшую косметическую модернизацию передней части автомобиля: появились новые, больших размеров блок-фары и измененная решетка радиатора; несколько изменился и интерьер. В семейство Tacoma входят модификации с обычной 2-местной кабиной Regular Cab, полуторной Xtra Cab с дополнительным 2-местным сиденьем и "двойной" 5-местной кабиной Double Cab. Модели с короткой кабиной соответствует длина базы в 2620 мм и общая длина 4660 мм, полуторной и "двойной" - 3090 и 5130 мм соответственно. Ширина и высота всех модификаций одинакова: 1690 и 1720 мм. На Tacoma устанавливают 2,7-литровую "четверку" мощностью 150 л.с. или тяговитый 24-клапанный 3,4-литровый V6 мощностью 190 л.с. Полноразмерные пикапы Tundra были впервые представлены в 1999 году в Детройте. Традиционная рамная конструкция с рессорной задней подвеской и независимой торсионной типична для большинства американских пикапов. В стандартную комплектацию входят противоугонная система, полный электропакет, кондиционер, круиз-контроль; дополнительно можно заказать CD-чейнджер. На Tundra устанавливают либо 3,4-литровый V6 мощностью 190 л.с., либо 4,7-литровый V8 мощностью 245 л.с. Пикап оснащают одинарной 3-местной кабиной Regular Cab или 4-местной Access Cab с распашными задними дверями. Спинка сиденья сзади вертикальная, и пространства для ног там достаточно лишь для детей.