О западном примере решения транспортных проблем мы слышим каждый раз, когда объявляются очередные гонения на водителей. О том, как же на деле выглядит этот «западный опыт»мы узнали у простых автомобилистов «с той стороны». Получившаяся картина сильно отличается от той, что рисуют нам чиновники и близкие к ним «эксперты». Один из любимых аргументов чиновников и их пропагандистской обслуги в оправдание своих опытов над россиянами — ссылка на мифический «западный опыт». Мол, за границей все за все платят(), владение автомобилем почти приравнено к покушению на природу и вообще все на велосипедах ездят. А раз так, давайте и у нас сделаем из автовладельца гибрид дойной коровы со стриженой овцой. Пусть он оплачивает 25% пошлины на новые авто, акциз на бензин, введенный под президентское обещание отмены транспортного налога, раскошелится на собственно транспортный налог, оплатит парковку в городе, а заодно и за резидентское разрешение, которое понадобится вскоре и тем кто живет за МКАД. В подкрепление чаще всего приводят мнение «всегда вежливого Блинкина», экспертов из Сингапура – островного государства размером с московский микрорайон, ранее никому неведомого «урбаниста Вучека» и прочих «специалистов из Гамбурга». Между тем, даже минимальный личный опыт поездок по миру способен заронить сомнения в правдивости бюрократической интерпретации мировой практики. Но может быть, это из-за того, что мы туристы? Решено – спросим, каково живется автомобилисту у тамошних жителей. Искать персонажей для интервью долго не пришлось — среди наших знакомых быстро обнаружились граждане Италии, Германии, Австралии и страны-эталона для отечественных «урбанистов» — Великобритании. Две наших бывших соотечественницы, ныне живущие в Германии и Австралии, лондонец и флорентиец любезно согласились рассказать, как живется западному автомобилисту. Платная парковка Говоря о «священной корове» г-на Ликсутова и Ко — платной парковке, наша немецкая собеседница Ирина поясняет: «все зависит от местности, в Мюнхене парковка стоит больше чем за городом, в центре дороже чем на окраине. Цена парковки — от 15 до 50 центов за полчаса стоянки, бывает 50 центов за 15 минут стоянки или даже 10 минут. За городом — примерно 1 евро (57 руб.) за час стоянки. Бесплатно можно запарковать авто у станций электрички, например. Никакого обязательного требования иметь гараж или место в паркинге при покупке машины не существует». Примерно аналогичным образом обстоит дело и в Италии. Кроме того, в этой стране очень распространена резидентская парковка, а во многих городах существуют и ограничения по времени и дням на въезд машин не резидентов в определенные кварталы. Лондон по части тарифов и штрафов и впрямь похож на ад для автомобилиста: стоимость парковки в центре Лондона — 42 фунта (свыше 3000 руб.), которые нужно добавить к 11,5 фунтам (800 руб.) за въезд в центр в рабочие дни с 07:00 до 18:00. Если штраф за неоплаченный въезд погашен в течение 14 дней, то его сумма равна 65,00 фунтам (4500 руб.), по прошествии 28 дней его сумма возрастает до 195,00 фунтов (13 650 руб). Нарушение правил стоянки и остановки облегчает карман сразу на 60 фунтов. Брошенная на чужой частной собственности машина обернется 200-фунтовым штрафом или даже конфискацией машины. Австралия — страна просторная, но платная парковка в городах все же есть. В крупных вводятся специальные законы, подобные мельбурнскому Congestion Levy Bill, цель которого — поощрение использования общественного транспорта на территории деловой части города, ограниченной квадратом примерно в 16 км. Плата за годовую парковку здесь достигает $400/$800. Запарковать машину менее чем на два часа можно за $1.75 (70,40 руб.), но свыше этого времени оплата резко возрастает. На коммерческих паркингах можно оставить авто на день всего за $13.39, а для тех, кто приходит за машиной рано утром действуют серьезные скидки. На остальной территории города также действуют муниципальные и частные парковки. Парковки для резидентов в некоторых районах они бесплатны, а в центре необходимо платить придется ежемесячно некоторую сумму. Очень гибко устроены тарифы в зависимости от времени и дня. В городе можно увидеть ограничения — от «максимум 15 минут» до «4 часа» и парковка «максимум час» с 9 до 18 часов по будням или «один час» с 9 до 10 часов по субботам. Если ты ставишь машину в отличное от обозначенного на знаке время, парковка становится бессрочной до следующих суток, когда ограничение снова начнет действовать. В течение этого времени может быть как бесплатная парковка, так и платная. Однако ты не можешь оставлять машину больше установленного максимального времени парковки. Регулярно патрулирующие инспекторы проверяют время парковки, измеряя температуру шин. Штраф оставят под дворником». Штрафы в странах, где живут наши собеседники, и впрямь довольно жесткие. В Италии за въезд в закрытую для нерезидентов зону можно схватить штраф в 50 евро, который удвоится при несвоевременной оплате, а нарушение правил парковки, если ваша машина помешала коммунальщикам, обойдется в 200 евро. С первого взгляда, практика платных парковок на Западе не сильно отличается от того, что внедряет у нас г-н Ликсутов и компания. Но, как всегда, дьявол кроется в деталях. Так, когда приводят в пример Лондон, забывают отметить, что платная зона первоначально охватывала только 21 из почти 1900 кв.км городской площади, а позднее в нее включили не как у нас — огромный кусок от Бульварного кольца до Садового и далее до ТТК, а только три района — Кенсингтон, Челси и Вестминстер. Забывают сказать и о том, что Москва и Лондон весьма сильно отличаются по географии, климату, насыщенности объектами инфраструктуры и о том, что ехать на своем автомобиле в центр у жителя Лондона очень немного причин. Чистые мощеные улицы, отличный общественный транспорт и рассредоточенность работы за пределами центра, делают такую поездку попросту ненужной. Как-то запамятовали в Дептрансе и о том, что практически всюду в Европе можно найти место для бесплатной парковки, что по выходным дням (а не только по воскресеньям) и праздникам парковка бесплатна повсюду, что уродства подобного столичным паркоматам авторства Артема Лебедева нигде в мире нет. Всюду парковку можно оплатить наличными, не боясь, что тебе придет штраф с паркона, потому что система зависла и СМС не ушло. Забывают защитники Дептранса, приводящие в пример лондонские и европейские цены на парковку и топливо, упомянуть об уровне доходов европейцев и их уровне жизни — этого момента мы коснемся чуть ниже, когда речь пойдет о транспортном налоге. По словам всех наших собеседников, российская практика эвакуации ни в одной из цивилизованных стран невозможна. Любой мэр, позволивший себе такое обращение с избирателями и налогоплательщиками провалился бы на ближайших выборах. Да и не придет в голову немцам или англичанам перегораживать два-три ряда грузовиком и полицейской машиной, чтобы потом отволочь эвакуируемое авто на другой конец города. За неправильную парковку вы получите штраф и даже можете лишиться водительского удостоверения, а вот отбуксировать вас могут только если ваша машина действительно мешает проезду или стоит на месте для пожарного транспорта. Транспортный налог Наиболее высокие транспортные налоги в нашей стране взимают с автомобилистов, проживающих в регионах-донорах, а самые низкие — в дотационных регионах типа Чечни и Дагестана. О том, что транспортный налог абсолютно не соответствует современному состоянию автопарка и автопрома России не говорил только ленивый, но президентское обещание отменить налог в обмен на бензиновый акциз так и осталось обещанием. Как же выглядит налогообложение в странах наших собеседников? Владеть авто в Германии недешево, но государство отнюдь не напоминает живодера, стремящегося содрать с автомобилиста семь шкур. Перед тем, как привести цифры, стоит сделать ремарку — средняя годовая зарплата немца составляет около 28 000 евро в год (1 607 760 руб). Из них €7200 забирает подоходный налог, часть которого можно будет вернуть в конце года в виде вычетов, и до €5000 может уйти на социальные выплаты — медицинское страхование, пенсионные взносы, страховку от безработицы, страховку от беспомощности. Много? Кажется, что да, но давайте вспомним, кого мы чаще всего видим на курортах или в путешествиях по Европе? Правильно, тех самых немецких пенсионеров. Говорить о том, на что идут и как вернутся работнику деньги, уплаченные на медицину или на страховки, не нужно. Упомянутая цифра годового дохода — средняя. Много больше (от 5000 до 7000 евро в месяц) зарабатывают в Германии врачи, от 4000 до 5000 получают квалифицированные специалисты с дипломами инженеров, физики, химики, аптекари, менеджеры среднего звена и адвокаты. В среднем от 3000 до 4000 евро в месяц в Германии получают работники сферы IT, архитекторы и инженеры-строители, учителя ВУЗов, школ и гимназий, журналисты, продавцы, банковские работники, электро- и автомеханики. Автомобильное налогообложение в Германии зависит от местных законов. В Баварии за основу берется возраст автомобиля, а также вид двигателя. На авто среднего класса приходится примерно 300 евро налога. В Англии, где в марте 2014 года средняя зарплата составляла 31 518 фунтов в год (2 293 249 руб.), транспортный налог, как и в России, привязан к мощности двигателя. Он рассчитывается, исходя из повреждений, наносимых дороге. За хетчбэк, подобный Ford Fiesta с литровым мотором, в год нужно отдать 150 фунтов-стерлингов. Именно такие авто чаще предпочитают молодые семьи, обитающие в центре. Многие обитатели центрального Лондона действительно отказались от машин, но для живущих за пределами центра отсутствие авто становится проблемой. По мере удаленности от центра или переезда в пригород размеры машины, мощности и объемы двигателей растут. Довольно необычным выглядит австралийский вариант транспортного налога: — Как такового налогообложения автомобиля здесь нет, — рассказывает Ирина. — Однако каждый год автомобилист оплачивает регистрацию. В штате Виктория это порядка 700 долларов в год за пассажирский автомобиль. Сумма выглядит солидной. Но стоит помнить, что в 2014 году средняя годовая зарплата в этом штате равнялась $71,765 (2 886 388 руб.). Из собранных средств образуется фонд, который покрывает медицинские расходы, когда в ДТП пострадал пешеход, водитель или пассажир серьезно ранены; необходима эвакуация с места ДТП. Расходы на лечение всех пострадавших также покрываются из этого фонда. Если авария привела к тому, что человек потерял работу, то фонд покроет 80% от его годовой зарплаты». Миф о безавтомобильном Западе Как бы популярны ни были «зеленые», но Германия — страна автомобильная. Если житель крупного немецкого города может обойтись без машины (до магазина или работы в пределах нескольких районов можно доехать на велосипеде или на автобусе), то жителям пригородов и маленьких городков жить без автомобиля значительно труднее, и особенно — если в семье появляется ребенок. Такси и общественный транспорт тут не помогут. Поездка на «извозчике» на расстояние в 15 километров обойдется в 30-36 евро. Цена билета на электричку зависит от дальности соединения. Одноразовая карточка в один конец стоит в среднем 7,8 евро , а месячный абонемент — 160 евро. Одна поездка в метро в Мюнхене съест около 2,7 евро. Автомобиль для любого немца — не только обязательное условие успешной и рациональной жизни, но и важная часть досуга: «Машина в Германии обязательна, если вы не ограничиваете свою жизнь маршрутом дом-работа. Поездка в горы, на природу, в спортзал в соседнюю деревню, в отпуск по Германии или за ее пределы — всюду нужно авто. В нашем небольшом городе на 30 000 жителей примерно 6 или 7 автосалонов разных марок». К владению авто немцы подходят весьма рационально. Тщательно вбиваемая маркетологами модель поведения, предписывающая каждые два-три года приобретать новую машину, пока еще не в силах победить немецкую рачительность, о чем свидетельствует популярность на местном ТВ передач, в которых профи рассказывают, как приобрести в отличном состоянии 10-15 летний «туринг» BMW или универсал Mercedes-Benz за 3000-5000 евро. Машины порой и старше возрастом покупают выпускники школ или университетов, начинающие самостоятельную жизнь. Для итальянцев рубежом отношения к автомобилям стали 2000-е годы. По словам Стефано, раньше автомобиль был важным элементом статуса и пользование общественным транспортом расценивалось как нахождение на низкой ступеньке общественной лестницы. Экономическая ситуация и рост налогов в 2000-х годах привели к тому, что итальянцы не только стали покупать малолитражки, но пересаживаться на общественный транспорт и скутеры. Покупка нового автомобиля для современных итальянцев вопрос не моды, а необходимости. Отношение к авто разделилось и по географическому признаку — «выше Рима и ниже», т.е. на северную (индустриальную) и южную (аграрную) части страны. В Южной Италии общественный транспорт развит хуже, парк автобусов более изношен. Живя там, обойтись без автомобиля очень сложно. И в целом автопарк итальянских городов по-большей части представлен гольф-классом. Любимые Ликсутовым велосипеды в Италии популярны, но только как спортивные снаряды и велосипедистов на дороге можно чаще увидеть в процессе тренировки в выходной, а не в поездке на работу в будни. — Англия действительно не самая дружелюбная страна для автомобилиста, — говорит Терри. — У нас одна из самых высоких цен на бензин — 1 фунт 40 пенсов за литр (1 ф.с. — 70,58 рубля). Жесткие штрафы и действующая бальная система (10 баллов превращают автомобилиста в пешехода) способствует развитию вежливости у водителей. В целом, управлять автомобилем в Англии значительно комфортнее чем в России... Что же касается мифа о повальном пересаживании лондонцев с машин на автобусы и в «трубу», то статистика 2012 года говорит совсем иное. В городе площадью в 1580 км² на 8 173 900 жителей (по переписи 2011 года) приходилось 2,6 миллиона легковых автомобилей. Каждая вторая лондонская семья имела машину. Абсолютно автомобильной страной является и Зеленый континент, который, по моему, имеет гораздо больше оснований быть для нас примером — хотя бы из-за сопоставимых размеров. — Австралия, на мой взгляд, одна из самых автомобильных стран мира, в которых мне довелось побывать. — говорит Ирина. — Без машины здесь обходиться довольно сложно. Например, тот же Мельбурн — это очень большой город площадью 8806 км2, в четыре раза больше Москвы! Добраться из одной части в другую без автомобиля или автобуса просто невозможно. Поэтому, все за рулем. У австралийцев иной тип предпочтений по части моделей нежели в Европе. В городах больше предпочитают субкомпакты, SUV или же небольшие пикапы. Но если человек живет не в большом городе, то чаще всего он приобретает Ute — гибрид купе, пикапа и внедорожника, популярный в сельской местности, кроссовер или внедорожник, причем, в семиместном исполнении и с непременным «кенгурятником», который играет совсем не декоративную роль – влетевший при ДТП в салон кенгуру весом до 70 килограмм — опасная штука. Преуспевающие австралийцы меняют автомобили раз в год-два. Кроме того, благодаря налоговой политике, покупкой машины многие предпочитают уменьшить налогооблагаемую базу. Поэтому основные продажи в стране делаются в конце финансового года, что приходится на май-июнь. Дополняя рассказы наших героев, не могу не поделиться историей, прекрасно иллюстрирующую отношение государства к людям на том самом Западе, что приводят нам в пример, как обоснование всего творимого в отношении российских автомобилистов. Знакомый мне житель Аугсбурга вынужденный ездить на работу на завод ALPINA в городок Бухлое, мимоходом помянул в разговоре о жизни в этой стране, что получает от правительства компенсацию за использование собственного авто в сумме примерно 3000 евро. На вопрос зачем это государству в ответ я услышал: что «власти понимают, что в маленьких городах найти работу непросто и им выгодно, чтобы, найдя работу в другом городе, вы оставались жить на прежнем месте. Это сохраняет жизнь в маленьких городах и деревнях, обеспечивает приток налогов, мобильность рабочей силы и приносит меньше стресса людям, ведь переезд на новое место жительства — большое потрясение для детей и вообще хлопоты для семьи, особенно если у нее есть собственный дом». ...Подводя итог, нужно признать — да, европейцы, англичане и австралийцы платят за парковку приличные деньги, а тамошние штрафы способны отбить охоту к нарушениям даже у весьма состоятельных граждан. Но цены и тарифы соизмеримы с доходами и уровнем жизни. К тому же господа, оправдывающие политику, которая ведется в нашей стране против автомобилистов, забывают, что в Германии или Англии ужесточение и регламентация использования автомобиля, равно как и плата за парковку, делается во благо обществу, а не ради прибыли мутных коммерческих структур. А главное, уплатив транспортный налог или сбор за парковку, житель западных стран получает те самые дороги и парковки, а не раздолбанные направления, перманентную перекладку асфальта каждую весну и отгрызенные от дороги «парковочные места». avtovlyad.ru Сергей Домущий